Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Канадская программа эвтаназии заигрывает с евгеникой

© AP Photo / J. Scott ApplewhiteФлаг Канады
Флаг Канады - ИноСМИ, 1920, 28.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Канаде придумали пугающий способ решить проблему с засильем наркоманов, пишет Spiked. Вместо того чтобы лечить их, в стране решили распространить на них действие программы эвтаназии. Этим решением власти заигрывают с евгеникой, считает автор статьи.
Кевин Юилл (Kevin Yuill)
Несколько недель назад я случайно побывал в одном из жутких палаточных городков Ванкувера. На углу Мейн-стрит и Гастингс-авеню бездомные наркоманы разложили свой нехитрый скарб на одеялах, застелив ими несколько кварталов. Их притон находится всего в паре минут ходьбы от ресторанов и достопримечательностей этого весьма зажиточного города, и забрести туда ничего не стоит.
Пока что бездомные наркоманы ведут себя довольно мирно. Склонности к насилию они не проявляют, и горожане не обращают на них внимания. Ванкуверцы вообще мирятся с их присутствием со своеобычной канадской вежливостью и обходительностью. Однако все мои собеседники сетовали на "засилье" наркоманов, чьи препараты в городе по сути легализованы.
И теперь похоже, что канадские власти придумали новое, еще более пугающее решение: эвтаназию.
На сегодняшний день канадцы имеют право на медицинскую помощь в смерти (MAID), если у них "тяжелое и неизлечимое заболевание" (например, серьезный физический недуг или инвалидность). Если их состояние необратимо ухудшается и причиняет непрекращающиеся физические или психологические мучения, они также вправе запросить эвтаназию. Иными словами, врач вмешается и прекратит жизнь этого человека. Хотя программа MAID охватывает как собственно эвтаназию, так и оказание помощи в самоубийстве, почти все случаи медикаментозного ухода из жизни в Канаде происходят при участии врача.
Это ужасно уже само по себе. Но с марта 2024 года право на эвтаназию получат люди, страдающие психическими заболеваниями (без каких-либо физических недугов). А в эту категорию попадают и пациенты с расстройствами от злоупотребления психоактивными веществами.
Подлинный ужас этого плана уже забрезжил в разгоревшейся национальной дискуссии. На прошлой неделе доступность эвтаназии для пациентов с расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ, обсуждалась на ежегодной конференции Канадского общества наркологии в Британской Колумбии. Одним из самых ярых сторонников программы оказался доктор Дэвид Мартелл (по иронии судьбы лауреат премии "Семейный врач года"). Доктор Мартелл заявил, что "несправедливо лишать людей права на эвтаназию лишь потому, что их психическое расстройство частично или полностью вызвано употреблением психоактивных веществ. Это вопрос равного обращения".
Далее доктор Мартелл объяснил, что врачам придется отличать пациентов с "обоснованным желанием умереть" от "просто склонных к суициду". Человек, который "спокойно и взвешенно думает о том, чтобы положить конец своим страданиям", по мнению Мартелла, вправе рассчитывать на эвтаназию по программе MAID. При этом он признал, что у одного и того же человека могут проявляться признаки как суицидальных наклонностей, так и спокойного и взвешенного желания умереть, и что "решительно невозможно" провести эту грань, если пациент находится в состоянии алкогольного опьянения.
Отличить эти два случая действительно практически невозможно, как объяснил у себя в блоге на сайте Substack Кристофер Лайон, чей отец-самоубийца в свое время получил право на эвтаназию. Границы информированного согласия в этом вопросе чрезвычайно размыты, особенно если замешаны наркотики и спиртное.
С тех пор как эвтаназия и помощь в самоубийстве были легализованы в Канаде в 2016 году, они стали значительно доступнее — как по закону, так и на практике. В 2021 году канадское правительство отказалось от критерия "разумно предсказуемой" смерти для получения эвтаназии. А на прошлой неделе парламент отклонил законопроект C-314 (он же Закон о защите психического здоровья). Он предлагал поправки в Уголовный кодекс, по которым психическое расстройство больше не считалось бы тяжелым и неизлечимым заболеванием, дающим право на эвтаназию. Почти все прогрессивные консерваторы и левые новые демократы его поддержали, однако либералы, контролирующие правительство, проголосовали против. И это при том, что эвтаназию для душевнобольных поддерживают лишь трое из десяти канадцев!
Парламенту Канады — недавно устроившему, как мы видели, бурную овацию ветерану Ваффен-СС — не повредил бы урок истории. Эвтаназия для неблагополучных граждан далеко не нова. И больше всего за нее ратовали сторонники евгеники.
Например, в начале ХХ века доктор Элла Дирборн энергично добивалась эвтаназии для "неизлечимо больных, безумных, преступников и дегенератов". В 1906 году с ней согласился социолог Грэм Крозье: "Лично я охотнее бы давал бедным, голодающим детям Нью-Йорка, Филадельфии, Чикаго и других американских городов хлороформ, чем видеть, как они прозябают в горе и нищете".
Вторя сегодняшним поборникам эвтаназии, доктор Дирборн однажды пророкотала: "Не позволяйте эмоциям или суевериям тормозить колеса мирового прогресса". Однако в Канаде этот так называемый "прогресс" даже не думает останавливаться. За восемь лет, прошедших с легализации эвтаназии для неизлечимо больных, право на нее получили инвалиды, бездомные и заключенные. Следующие на очереди наркоманы.
Гораздо правильнее и гуманнее было бы их не убивать, а лечить. Неужели это настолько нецелесообразно?
Кевин Юилл преподает американистику в Университете Сандерленда