Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пилоты вертолетов каждый день рискуют жизнью на Украине

Monde: украинские Ми-8 оказались уязвимы перед российской авиацией

© РИА Новости Андрей Катаев / Перейти в фотобанкГосударственный летно-испытательный центр Минобороны России им. В. П. Чкалова
Государственный летно-испытательный центр Минобороны России им. В. П. Чкалова - ИноСМИ, 1920, 19.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинские вертолеты Ми-8 оказались уязвимы перед ударами российской авиации, пишет Le Monde. По словам пилотов ВСУ, русские постоянно патрулируют небо и наносят удары, оставаясь вне зоны досягаемости ПВО. "Даже американские вертолеты Apache не изменят ситуацию на фронте", — признал украинский летчик.
За штурвалом старого советского Ми-8 двое молодых бойцов рассказывают о трудностях борьбы с гораздо лучше оснащенной российской армией.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Они мечтают о том, что когда-нибудь смогут летать на "Черных ястребах" (производства компании Sikorsky, основатель которой вырос на Украине), американских "Апачах" или европейских "Каракалах". Но больших иллюзий у них нет. Николай и Павел (имена изменены) — командиры вертолета Ми-8, старого советского вертолета, который используется в основном для транспортировки, а на боевые задания вылетает с экипажем из четырех человек, что особенно сложно и рискованно. Прежде чем поделиться с LeMonde своими разочарованиями и надеждами, начальство приказало им разгласить лишь очень ограниченное число личных данных из соображений безопасности.
Им примерно 24-25 лет, они вместе учились в Национальном университете ВВС имени Ивана Кожедуба в Харькове (Украина), который окончили в 2021 году, перед началом конфликта. Сейчас у Николая в общей сложности четыреста летных часов, из них более ста пятидесяти — в боевых вылетах, о чем свидетельствует черная нашивка на его левом плече. Огромный опыт для его юного возраста. На синей нашивке Павла — более ста часов налета в боевых вылетах.
Их вертолеты, старые Ми-8 (средний возраст такого вертолета 30 лет), понесли большие потери с начала российской специальной военной операции 24 февраля 2021 года. Согласно открытым источникам, точное количество самолетов в украинской армии — военная тайна — приближается к тридцати шести, часть из которых, вероятно, уже не пригодна к полетам, и была "растащена" на запчасти. По меньшей мере двадцать пять вертолетов Ми-8 были уничтожены или серьезно повреждены в ходе боевых действий или бомбардировок.
"8 марта 2022 года мы получили приказ уничтожить колонну российской бронетехники, наступавшей на Бахтанку (юг Украины), — вспоминает Павел. Я командовал четвертым вертолетом. На подходе к цели первый вертолет был сбит, когда он пролетал над холмом. Второй, шедший следом, также был сбит. Третий вертолет немедленно повернул, чтобы уйти от вражеского огня, но также был подбит с фланга. Ему чудом удалось вернуться на базу. Экипажи первых двух вертолетов погибли", — объясняет командир.

Об опасности русской охоты

Для Николая самым ярким воспоминанием является ночная миссия по снабжению осажденных работников "Азовстали" в Мариуполе в конце апреля 2022 года. "Мы проникли на 23 километра вглубь линии фронта [из 120 километров до "Азовстали"], но вынуждены были повернуть назад, когда встретились с очень сильным зенитным огнем со стороны России. Мы летели очень низко над землей, и было очень темно. Русские стреляли из всех видов оружия — от зениток до ракет класса "земля-воздух". У нас совсем не осталось ложных целей для выброса [тепловых ложных целей]. Если бы они выпустили хоть одну дополнительную ракету, нам бы пришел конец", — вспоминает молодой человек.
Оба они потеряли много товарищей, но говорят, что полны решимости продолжать выполнять свои задачи. Их бригада работает на линии фронта посменно, каждые две-три недели. "Каждый раз первые три дня нам страшно. Потом привыкаешь. В последние дни смены мы слишком много рискуем", — с улыбкой признает Николай. "Обычно я рассказываю жене, что занимаюсь лишь транспортировкой", — шутит Павел.
Российская система противовоздушной обороны была введена в действие с середины марта 2022 года, когда фронт стабилизировался. "Именно тогда мы понесли самые тяжелые потери, — говорит Павел. Тактика изменилась с обеих сторон. Ми-8 стали очень уязвимы в радиусе 30 километров от российских позиций. Раньше, по словам двух пилотов, наибольшая опасность исходила от своего же огня. Поначалу все было довольно хаотично, и мы старались избегать полетов над своими войсками". В марте 2022 года был введен специальный алгоритм, и эта проблема исчезла", — вспоминает Павел.
Многоцелевые истребители Су-27 пилотажной группы «Русские Витязи» - ИноСМИ, 1920, 19.12.2023
Су-27 — незабываемый российский истребительСу-27 разрабатывался для противодействия американским истребителям четвертого поколения F-14 и F-15 и стал крупнейшим дальним перехватчиком своего времени, пишет TNI. Этот самолет по-прежнему эффективен в воздушном бою: в конфликте на Украине его используют обе стороны.
В сентябре появилась гораздо более серьезная опасность: российские истребители. "Их самолеты обстреливают нас ракетами Р-37 с расстояния 150 километров, чтобы оставаться вне зоны действия нашей противовоздушной обороны. Их ракеты долетают до нас менее чем за минуту. Иногда пилотам сообщают, что по их самолету ведется ракетный обстрел, но это происходит далеко не всегда. Даже если вертолеты оснащены системами радиоэлектронной борьбы, позволяющими "обмануть" российские ракеты, риск быть сбитым остается высоким. "Эта опасность выше, чем от противовоздушной обороны. Их истребители постоянно патрулируют небо", — объясняет Николай.

Кабрирующий полет

В первые часы военных действий перед двумя товарищами, которые не летали в одной эскадрилье, была поставлена задача спасти как можно больше вертолетов, когда град российских ракет обрушился на украинские аэродромы. В последующие дни в Киев были доставлены западные противотанковые ракеты (NLAWи Javelin). Затем их Ми-8 были оснащены ракетными установками для обстрела колонн движущейся российской бронетехники, иногда совместно с истребителями.
"Наша тактика, как и тактика противника, постоянно развивается", — объясняют они. "Сейчас мы работаем в Авдеевке [самая горячая точка на фронте]. Разведка дает нам координаты, где они [русские] сосредотачивают свои войска и бронетехнику, готовясь к наступлению. Затем они формируют цель для наших неуправляемых ракет, и мы стараемся поразить их до того, как они начнут атаку", — объясняет Павел. "В первые несколько дней российского наступления на Авдеевку оно было настолько интенсивным, там была такая концентрация вражеских сил, столько дыма и пыли, что было трудно летать. Я никогда не видел ничего подобного, даже в Артемовске. Иногда мы вылетали по три раза за день", — рассказывает Николай.
Более поздние поколения боевых вертолетов способны стрелять управляемыми ракетами по целям с больших расстояний, но Ми-8 "не имеют возможности нести такие ракеты", говорит Николай, признавая, что в последние недели даже их старые неуправляемые ракеты уже на исходе. "Нам совершенно необходимы новейшие западные истребители, чтобы изменить ситуацию в небе. Даже если бы они дали нам двадцать "Апачей", это ничего не изменило бы на передовой", — говорит Павел. Прибытие более современных вертолетов в хорошем рабочем состоянии могло бы увеличить шансы на выживание украинских пилотов".
Автор статьи: Эммануэль Гринзпан (Emmanuel Grynszpan)