Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин хочет новых земель. ЕС рассчитывает его обогнать

© AP Photo / Frederick FlorinПредседатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен - ИноСМИ, 1920, 11.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Решение Путина о присоединении новых регионов заставило ЕС задуматься над собственным расширением, пишет Politico. Но быстрая экспансия чревата серьезными рисками. Потребуются радикальные внутренние реформы, а это обречет нынешних членов Евросоюза на годы ожесточенной борьбы.
Сюзанна Линч (Suzanne Lynch), Николас Винокур (Nicholas Vinocur)
Путинский захват земель в ходе спецоперации убедил лидеров Европейского союза разрабатывать собственные планы расширения. На сегодняшний день предпринимаются шаги, чтобы привлечь в блок из 27 стран до восьми новых членов.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Однако историческое стремление ЕС к расширению таит в себе особые риски.
Включение в альянс новых государств — вплоть до житницы Украины — откроет для ЕС ящик Пандоры. Потребуются радикальные внутренние реформы, и это наверняка обречет нынешних членов альянса на годы ожесточенной борьбы.
Несмотря на болезненные сложности любого расширения, российская агрессия убедила некоторые государства ЕС, что они больше не могут позволить себе ждать.
“Сейчас настал момент проявить смелость и изменить наш подход к расширению — чтобы в нашу семью вошли шесть западнобалканских государств, а также Украина и Молдавия, — сказал министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг. — Расширение — это ведь не сугубо бюрократическое начинание… Речь идет об экспорте и защите определенной модели свободных, открытых западных демократий”.
Ожидается, что именно расширение станет темой ежегодной речи президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен 13 сентября. Этого вопроса коснутся и министры по европейским делам из 27 столиц блока на встрече в конце октября, сообщили двое высокопоставленных дипломатов ЕС на условиях анонимности.
Что еще важнее, эту идею, судя по всему, поддерживают Германия и Франция. Канцлер Олаф Шольц в начале года заявил о “расширенной” Европе. Из Парижа также поступают оптимистичные сигналы: министр Европы Лоранс Бун заявила, что ЕС должен выступить с “последовательным посланием” к странам-кандидатам насчет вступления в союз — не в последнюю очередь для того, чтобы оградить их от российских кампаний влияния.
Семилетний срок
Один вопрос – время. Президент Совета ЕС Шарль Мишель призвал принять новых членов в блок до 2030 года. Президент Франции Эммануэль Макрон поддержал идею поэтапного расширения, чтобы страны сперва получили доступ к единому рынку, а затем уже стали полноправными членами ЕС.
Австрийский министр Шалленберг предложил предоставить странам-кандидатам возможность присутствовать в качестве наблюдателей в Комитете ЕС по политике и безопасности — именно этот брюссельский орган принимает внешнеполитические решения. “Вместо того, чтобы просто отправить им на подпись декларацию ЕС или документы об общей внешней политике или политике безопасности, мы сделаем их частью нашей стратегии, впустим их в сам процесс принятия решений”, — сказал он.
Стремление к расширению появилось в Европе впервые с 2013 года, когда блок принял в свой состав Хорватию. Разговоры о приеме Турции в 2011 году закончились тем, что тогдашний президент Франции Николя Саркози прямо сказал Анкаре нет, поставив крест на дальнейшем расширении.
Но если лидеры ЕС захотят реализовать свои честолюбивые планы, им придется решать острые проблемы роста. Между европейскими столицами наверняка разгорятся ожесточенные споры, когда чиновники будут взвешивать пригодность различных кандидатов — например, опасения насчет коррупции на Украине приобрели угрожающие масштабы. Кроме того, назрела необходимость реформировать сам процесс принятия решений под нужды расширенного блока, а это сулит сущий кошмар.
Не успел Мишель наметить оптимистичный срок на 2030 год, как представитель Европейской комиссии, которая оценивает готовность стран-кандидатов, поспешил вылить ушат холодной воды. По его словам, процесс вступления в ЕС основывается “исключительно на заслугах”. Комиссия отчитается о ходе работы по странам-кандидатам позднее в этом году, однако один высокопоставленный дипломат ЕС сообщил, что доклад наверняка будет отложен — в частности, из-за необходимости тщательно изучить украинскую заявку.
Коррупция
“Мы хотим обнадежить Украину, но такие моменты, как предложение предоставить украинской разведке расширенные полномочия по борьбе с коррупцией, могут послать неверный сигнал”, — сказал западноевропейский дипломат. В то же время уровень коррупции на Украине оценивается как “крайне высокий”.
Самый очевидный из спорных моментов на будущих переговорах о вступлении в ЕС с Киевом — это сельскохозяйственная политика. Дешевый экспорт зерна с Украины грозит наводнить ЕС и потопить его фермеров, которые и так живут на субсидии. Польша и ряд других стран ЕС уже захлопнули двери для украинского зерна, подчеркнув свою обязанность защитить своих аграриев.
Расширение неизбежно повлечен за собой следующие внутренние реформы: переработка общей сельскохозяйственной политики ЕС, пересмотр долгосрочного бюджета блока и коррекция процесса принятия решений, чтобы перейти к более так называемому “квалифицированному большинству” при голосовании в таких областях, как внешняя политика, где в настоящее время требуется полное единогласие столиц.
"Мы видим, что нынешняя структура, будь то бюджет, политика или процедура принятия решений, не подходит для единой Европы из более 30 стран, — заявил португальский министр Европы Тьягу Антунеш. — Порой уже и с 27 странами бывает очень и очень непросто”.
Как всегда, к этому примешивается и политика. Значительное расширение ЕС сместит центр тяжести блока на восток и грозит ослабить стержневую роль Франции и Германии в принятии ключевых решений.
Группа законодателей ЕС уже разрабатывает далеко идущие поправки к самому договору о союзе — по их мнению, расширение неминуемо этого потребует.
Народ, а, может, референдум?
Но изменение основополагающих договоров ЕС — процесс трудоемкий и потребует референдумов в ряде стран. У дипломатов ЕС такие мероприятия особого аппетита не вызывают, и некоторые даже уверяют, что реформы удастся реализовать в рамках существующего Лиссабонского договора. “В Совете нет большинства, необходимого для поправок в договор, — сказал один дипломат ЕС. — А юридическая служба уже несколько месяцев уверяет нас, что Лиссабонский договор не допускает расширения”.
Споры о расширении наверняка разгорятся с новой силой в ближайшие месяцы, в том числе 5 октября в Испании на третьем заседании Европейского политического сообщества, куда входят и нечлены ЕС. Мишель планирует встретиться с лидерами ЕС в небольших группах непосредственно перед саммитом, чтобы прощупать почву и разузнать их мнение о расширении.
Несмотря на пристальное внимание к Украине, у ворот блока столпились и более мелкие страны-кандидаты.
Президент Косово Вьоса Османи, чья страна официально подала заявку на вступление в ЕС в прошлом году, осторожно приветствовала возрожденное внимание к расширению. “Мы считаем, что присоединение всех стран Западных Балкан отвечает интересам всех”, — заявил Османи.
Но она добавила, что страны не готовы ждать вечно, пока ЕС примет это решение. “Трудно не потерять терпение, особенно когда ты делаешь все, что бы тебя ни попросили, — и все равно ничего не происходит”, — заключила она.
Статья написала при участии Якоба Ханке Фелы