Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Борьба за российскую нефть только начинается

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкСотрудник ООО "РН-Пурнефтегаз", дочернего предприятия ОАО "НК Роснефть", на Барсуковском месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе
Сотрудник ООО РН-Пурнефтегаз, дочернего предприятия ОАО НК Роснефть, на Барсуковском месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе - ИноСМИ, 1920, 14.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия может спровоцировать войну на истощение с Западом, если откажется соблюдать потолок цен на нефть, пишет TNI. Если Путин прекратит экспорт в страны, поддержавшие ограничение, цены на нее снова вырастут, что обернется головной болью для Европы и США.
Блез Мэлли (Blaise Malley)
2 сентября министры финансов стран "Семерки" — Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании и США — опубликовали совместное заявление и подтвердили свои планы ввести потолок цен на российскую нефть и нефтепродукты.
Замысел США и Европы состоит в том, чтобы воспользоваться своей властью над страховыми и транспортными службами и запретить компаниям отгрузку нефти выше ценового предела, который еще предстоит определить. Таким образом, России тоже придется соблюдать регламент. Как только план будет готов, страны "Семерки" надеются ввести ограничение на сырую нефть 5 декабря, а на нефтепродукты — еще через два месяца.
Министр финансов США Дженет Йеллен назвала эту меру "решающим шагом вперед к двойной цели — оказать понижающее давление на мировые цены на энергоносители и лишить президента Путина доходов для боевых действий на Украине". США и Европа надеются, что этот шаг ликвидирует пробел в беспрецедентных санкциях, которые Запад ввел против России с началом спецоперации на Украине в феврале. До сих пор российской экономике удавалось держаться на плаву за счет продажи нефти. По данным The Wall Street Journal, только в июле этого года Москва заработала на продаже нефти 74 миллиарда долларов.
Если "Семерке" удастся установить ценовой потолок, она сможет сохранить цену на нефть относительно стабильной, ограничив при этом прибыль России. Этот шаг представляется золотой серединой между сложившейся ситуацией и более ранним предложением ввести полный запрет на страхование российской нефти, который, вероятно, привел бы к еще более бурному росту цен к концу года. И все же остаются сомнения, удастся ли этот план реализовать, и насколько он окажется эффективен.
Важнейший из вопросов — это ответ Москвы. Хотя расхожее мнение гласит, что новые правила Россия будет соблюдать, поскольку даже сниженные прибыли в любом случае предпочтительнее их отсутствия, это далеко не гарантировано. "Россия — стратегический игрок с несколько экзотической функцией ценности и хорошо разбирается в играх, где может быть лишь один победитель, — написал независимый энергетический аналитик и бывший руководитель отдела стратегии и инноваций "Газпромнефти" Сергей Вакуленко в июльской статье для издания Carnegie Politika. — Памятуя об этом, Москва вполне может разоблачить блеф Запада и вместо потолка установить для своей нефти нижний предел, запретив экспорт дешевле этого порога.., и тогда Москве останется лишь дождаться, пока перебежчики из картеля покупателей сами не постучатся в ее дверь".
Путин уже пригрозил возмездием странам, которые поддержат ограничение цен на нефть. И, как и с другими санкциями, Путин и его союзники уже наверняка обдумывают, как ловчее обойти грядущие ограничения — например, можно ли доверить экспорт нефти российским или азиатским страховщикам.
Другой важный фактор, который предстоит учесть, — это как эту инициативу воспримут другие заинтересованные стороны и ключевые игроки (например, Организация стран-экспортеров нефти). Этим летом президент Джо Байден посетил Саудовскую Аравию в попытке убедить Эр-Рияд качать побольше нефти — отчасти чтобы смягчить последствия возможного ценового потолка на российскую нефть. Но даже в тот момент эта задача считалась практически невыполнимой — потому, что саудовские поставки уже достигли максимума.
К тому же помогать Западу внедрить ценовой потолок на российскую нефть Саудовской Аравии и другим членам ОПЕК может быть невыгодно. Ценовой потолок напрямую помешает ОПЕК устанавливать мировые цены на нефть. "Как ни парадоксально, но здесь Россия может рассчитывать на некоторую помощь от стран ОПЕК. С их точки зрения картель покупателей грозит манипулировать всем рынком нефти и мировыми ценами", — написал Вакуленко в недавнем продолжении своей июльской статьи для Carnegie Politika. Поэтому неважно, есть у Саудовской Аравии дополнительные запасы нефти или нет, она в любом случае может отказаться наращивать экспорт.
Хотя о ее реакции остается лишь гадать, пока Саудовская Аравия и ОПЕК придерживались противоположного подхода: после недавнего снижения цен на нефть организация решила сократить добычу.
Наконец, для полного успеха предприятия "Семерке" потребуется поддержка Китая и Индии. С началом украинской спецоперации две крупные экономические державы стали крупнейшими покупателями — на их долю приходится свыше половины всего морского экспорта из России. Пока ни тот, ни другая никаких обязательств насчет ограничения цен не давали: министр нефти Индии Шри Хардип Сингх Пури сказал, что подумает, но заметил, что никаких нравственных противоречий в сделках с Россией он не видит. "Наоборот, у меня есть моральный долг перед моим потребителями", — сказал Пури в начале сентября.
Представитель китайского МИДа заявил, что Пекин надеется, что "соответствующие страны предпримут конструктивные усилия, чтобы облегчить ситуацию посредством диалога и консультаций, а не наоборот".
Если Россия решит не соблюдать ценовой потолок, это может спровоцировать войну на истощение между Москвой и Западом. Если Путин прекратит экспорт в страны, поддержавшие ограничение, цены на нефть снова вырастут, а это обернется головной болью для Байдена в преддверии промежуточных выборов.
Следовательно, хотя намерения понятны и вполне оправданны, воплотить их в жизнь будет трудно. Слишком много здесь замешано сторон с противоречивыми интересами, и если каждая сторона — "Семерка", Россия и ОПЕК — решит стоять на своем, всех нас ждут значительные затраты.
Блез Мэлли — помощник редактора The National Interest. Публиковался в The New Republic, The American Prospect и других изданиях.