Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия не является хорошим торговым партнером

© РИА Новости Игорь Зарембо / Перейти в фотобанкТаможенный терминал на российско-польской границе. Архивное фото
Таможенный терминал на российско-польской границе. Архивное фото
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Интенсивная взаимная торговля выгодна ЕС и России, поэтому очень скоро начнутся разговоры о том, что после завершения боевых действий на востоке Украины торговлю надо возобновить, а о прошлом забыть. Это было бы ошибкой. Кремль продемонстрировал, что Россия не может быть хорошим и стабильным партнером. Ведь партнерство основывается на доверии и соблюдении правил.

Страна, которая не соблюдает договоры и игнорирует суверенитет государств, не может быть для Евросоюза перспективным торговым партнером. Качественные рыночные отношения должны базироваться на доверии и соблюдении правил. ЕС должен искать альтернативы.

За последнюю пару месяцев мир вокруг нас чрезвычайно изменился. От ощущения безопасности не осталось и следа. Совсем недалеко от нас произошло изменение границ, гарантированных международными договорами, а вскоре после этого на востоке Украины началась настоящая война. С огромным числом жертв, убитыми и ранеными, с огромными потерями.

Стремление западных стран без военной конфронтации побудить Россию уважать закон базируется на экономических санкциях. С самого начала они нацелены в основном на близкое окружение президента Путина (и некоторые государственные фирмы), при этом минимизировано их влияние на ход «нестратегической» торговли. На Западе не прекращаются споры о том, «можем ли мы это позволить себе с экономической точки зрения». Фирмы, которые из-за санкций или российского ответа на них потеряли контракты, часто заявляют о своем несогласии. Это происходит не только у нас, где прямой экспорт в Россию составляет 120 млрд крон, а через поставки зарубежным экспортерам — еще 1 млрд. И это немало рабочих мест.

Но в Россию отправляется лишь 7% экспорта стран Евросоюза, а вот Россия в ЕС ввозит более половины своих товаров. В прошлом году российский торговый профицит составил более 86 млрд евро. Так что больше бояться коллапса торговли, судя по цифрам, должен Кремль, а не Брюссель. Важна также структура товарообмена. 80% российского импорта — это нефть, газ и энергетическое сырье. В обратном направлении везут, прежде всего, машиностроительную продукцию и транспортные средства.

Опасения, что Европа потеряет рынок сбыта и, главное, не получит необходимых источников энергии, это аргумент «санкционных скептиков». Но, даже без учета последствий санкций, перспективным торговым партнером не может быть страна, которая не соблюдает договоры и игнорирует суверенитет государств. Риски подобного бизнеса будут велики еще и потому, что ряд фирм связан с государством, а Кремль «влияет» на предпринимателей больше, чем надо.

Так что торговля с Россией процветать не будет. Одним из вариантов, как заменить этот рынок, помимо большего роста экономик ЕС, является более активный подход европейцев к преодолению препятствий в международной торговле. Однако глобальные соглашения в рамках ВТО пробуксовывают. Возможности же, поразительным образом, скрываются в укреплении торговых отношений между двумя основными экономиками мира — Европой и США. Но давно обсуждаемый договор о трансатлантической свободной торговле сталкивается со всевозможными фактическими проблемами, а в последнее время он стал объектом политических нападок. А ведь сегодня и политическое укрепление трансатлантического сотрудничества, и упрощение торговли более привлекательны, чем когда-либо прежде.

Сложнее вопрос, как справиться с возможными перебоями в поставках энергетического сырья из России. Зависимость среди стран ЕС распределена от нуля до 100%. Для всего ЕС она составляет почти 25%. При этом Европа в своей энергетической политике делает основную ставку на «чистый» природный газ, которого у ЕС нет, и он хочет его покупать у России или Ливии. Этого газа либо может просто не быть (Ливия), либо его политическая цена будет слишком высока (Россия). Поэтому нам надо искать альтернативы. Надо инвестировать в общеевропейские трубопроводы, а также в хранилища в разных странах. Помощь Америки в виде импорта ее «дешевого» газа также может сыграть свою роль.

Десятков миллиардов евро в бюджете ЕС, выделенных на подобные инвестиции, достаточно, и сегодня этим проектам надо отдать предпочтение. Мы должны более решительно продвигать энергосбережение, прежде всего там, где потребление на продукт высоко, в том числе и в Чехии. Также можно задаться вопросом, не стоит ли пересмотреть превалирующую роль природного газа в энергетике, возможно, увеличив долю электричества в энергетическом балансе.

Интенсивная торговля между ЕС и Россией логична и выгодна обеим сторонам. Поэтому очень скоро начнут говорить о том, что после завершения боевых действий торговлю надо снова расширить и забыть о прошлом. Это было бы ошибкой. Нынешний Кремль своим поведением продемонстрировал, что под этим руководством Россия не может быть хорошим и стабильным торговым партнером.

Ведь партнерство основывается на доверии и соблюдении правил. Кроме того, я считаю, что и сила российской экономики при нынешней политике будет снижаться, а это торговле не поможет. Вместо абстрактных опасений, что именно может принести развертывание экономической войны между Россией и ЕС, нам следует искать быстрые альтернативные решения, думать, как даже в этом состоянии обеспечить стабильность и процветание европейских стран. Инструменты для этого существуют. Только нам не стоит колебаться, а надо начать быстро действовать. Иначе наши страхи перед последствиями того, что нам делать или не делать, поставят нас в еще более сложную ситуацию, нежели «лишь» спад в торговле с Россией.

Автор — депутат Европейского парламента.