Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Слушать — это не просто слышать произнесенные слова; это искусство понимать смыслы, скрытые за словами. Активное слушание взаимовыгодно влияет на всех собеседников, пишет Psychology Today. Эксперт советует, как правильно организовать этот процесс.
Говорение — это ключевой жизненный навык, которому нас учат с рождения. На самом деле, развитая речь и умение общаться так высоко ценятся среди нас, что существуют тысячи курсов, где будущих журналистов, юристов, PR-менеджеров, спичрайтеров и администраторов обучают мириадам возможностей эффективного общения. Акценты делаются на разные его аспекты: критическое мышление, сценическую речь, выступления перед камерой, навыки письменной речи.
Но как насчет умения слушать? Когда и где ему обучают? К сожалению, ответ таков, что навыку слушания — еще более важному для продуктивного межличностного, профессионального, политического и глобального общения — учат редко. Очень трудно найти такие курсы за исключением тех, которые предназначены для будущих психотерапевтов. Большинство родителей и педагогов также не развивают у детей навыки слушания в процессе постижения нюансов общения и отношений. Так как же мы можем мыслить критически и принимать взвешенные решения, если мы не знаем, как правильно слушать?

"Слушать" не равно "слышать"

Хотя слушание часто понимается как обычное, естественное слышание произнесенных слов, в действительности правильное слушание не такая простая вещь. Это приобретенный навык, который требует ежедневной практики и дисциплины, но он стоит потраченного времени и усилий. Правильное слушание помогает нам эффективно изучать, соглашаться с полученной информацией или отвергать ее и тем самым принимать верные решения. Также важно, что активное слушание дает нам возможность лучше понять чужую точку зрения, позволяет найти общий язык, установить доверие, продемонстрировать близость и отзывчивость в общении с людьми, а также увеличивает наши собственные шансы быть услышанными.

Из чего складывается правильное слушание?

Слушание — это живой процесс, который проходит пять стадий: приём, понимание, запоминание, оценку и ответ. На каждой из этих стадий существуют внешние и внутренние факторы, которые могут как помешать, так и помочь правильному слушанию. Наша задача в том, чтобы целенаправленно уменьшать или устранять мешающие факторы и активно создавать ситуации и тренировать навыки, способствующие правильному слушанию.
  • Приём. Первая стадия слушания — это непосредственное слышание, когда органы слуха делают свою работу и вычленяют речевую информацию среди прочих шумов. Однако из-за многочисленных отвлекающих факторов, почти постоянно врывающихся в наше сознание, это проще сказать, чем сделать. По словам Уильяма Юри, эксперта по переговорам и соучредителя Гарвардской школы переговоров, "мы живем в эпоху, которую можно назвать эпохой коммуникации, но как мы вообще можем что-то слышать при таком количестве прерывающих и отвлекающих факторов?" Хорошие слушатели сосредотачиваются на том, что говорит собеседник, и игнорируют посторонние шумы. Если вокруг слишком много лишних звуков или отвлекающих факторов, лучше перейти в более тихое место или отложить важный разговор на другое время.
  • Понимание. В этот момент включается наш мозг, и мы пытаемся осознать смысл услышанных звуков. На этой стадии хороший слушатель сосредотачивается на том, что говорящий хотел сказать, и старается уточнить или просит повторить еще раз, если чего-то не понял. Понимание может быть нарушено, если собеседник тараторит слишком быстро, вдается в ненужные подробности или говорит с акцентом, из-за которого слушателю трудно разобрать слова. На этом этапе хороший слушатель не будет комментировать услышанное; его задача — сосредоточиться на понимании.
  • Запоминание. Теперь наш мозг перерабатывает услышанную информацию, чтобы не забыть ее на то время, пока она будет нам нужна. Существует множество факторов, которые мешают работе памяти, но самые важные для активных слушателей — это посторонние стимулы, отвлечение внимания, передозировка информации и ее сложность. Чтобы уменьшить эти негативные влияния, хорошие слушатели должны тщательно сосредотачиваться на вербальном и невербальном общении с собеседником и оставаться активно вовлеченными в процесс слушания.
  • Оценка. Для всех слушателей, даже для самых искусных, это самая опасная стадия, потому что здесь существует самый высокий риск дать сознательную или бессознательную оценку полученной информации. Это часто принимает форму позитивного или негативного суждения, которое мы выносим на основании своего личного опыта, а потому оно часто является предвзятым. Эти суждения могут учитывать большое число переменных, например тип личности собеседника или содержание сообщения. Например, такие факторы, как пол, национальность, культурная принадлежность, политические пристрастия могут повлиять на наше суждение об услышанном. Так же происходит с содержанием, которое не соответствует нашим ценностям или убеждениям. Хотя у всех нас есть свое мнение и основания для него, хорошие слушатели достаточно осознанны, чтобы понимать свои позиции, не цепляться за них судорожно и предоставить собеседнику безопасное пространство для выражения себя. Правильные слушатели стремятся не осуждать собеседника, а понимать и сопереживать смыслам, скрытым за словами. Они побуждают говорящего делиться своими чувствами, используя нейтральные подсказки, такие как "продолжай", "расскажи еще". Как объясняет Саймон Синек, когда на смену суждениям приходит любопытство или неподдельный интерес, мы создаем человеку безопасное пространство, чтобы он мог выговориться, отвести душу. Скорее всего, после этого собеседник с большим интересом выслушает то, что вы сами хотите ему сказать.
  • Ответ. Последняя стадия слушания — это ответ на полученную информацию, вербальный и невербальный. При ответе мы транслируем свое уважение к собеседнику, даже если мы не согласны с его словами или поведением в той или иной ситуации. Правильное слушание не означает, что вы должны отказаться от собственного мнения или лукавить. Оно означает, что в процессе активного слушания вы создаете обстановку, в которой человек чувствует, что его слышат, понимают и уважают. Поэтому, когда вы выскажетесь в ответ, ваше сообщение скорее будет воспринято таким же образом.
Пара в постели - ИноСМИ, 1920, 08.10.2023
Нужно ли планировать секс? Сейчас эту практику активно рекомендуют психологи
Правильное слушание на всех стадиях также включает в себя поведение, которое демонстрирует интерес и внимание к собеседнику, например зрительный контакт, кивание головой, наклон корпуса в сторону говорящего, одобряющее выражение лица. Однако правильные слушатели не обязательно являются пассивными приемниками информации; исследования показывают, что самые хорошие слушатели вовлекаются в процесс, задают уточняющие вопросы, переспрашивают, чтобы убедиться, правильно ли они поняли, предлагают помощь в решении проблем и озвучивают чувства собеседника с помощью безоценочных слов и жестов поддержки.
В то же время, на всех стадиях процесса слушания важно запастись терпением и преодолеть свои вредные привычки. Например, многие из нас имеют обыкновение немедленно отвечать на то, что мы услышали. Следовательно, мы начинаем готовить свой ответ еще в процессе слушания, а это значит, что мы не дослушиваем до конца и не создаем безопасное пространство для говорящего. Хотя трудно побороть это стремление отвечать быстро и часто, по мере практики хорошие слушатели смогут набраться терпения и сделать это. Это не только помогает говорящему почувствовать себя услышанным и понятым, но и дает слушателю полную картину, которая позволяет сделать правильные выводы и принимать решения в личных и профессиональных отношениях.
Автор: Шерри Бург Картер (Sherrie Bourg Carter), доктор психологии.