Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ИноСМИ: как духи предков помогли Зеленскому в Варшаве

Обзор украинской прессы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит Владимира Зеленского в Варшаву ознаменовался целым рядом событий. Среди них — попытка выхода из тупика «исторического конфликта» между Украиной и Польшей, подписание меморандума в энергетической сфере и многосторонние консультации по вопросам безопасности. Украинские СМИ попытались разобраться, какую пользу принес Украине президентский визит в Польшу.

Масштабные мероприятия по случаю 80-й годовщины начала Второй мировой войны в Варшаве, рядом с символическими акциями, стали хорошим поводом для лидеров стран региона обсудить болезненные и не очень вопросы международной повестки дня. И можно с уверенностью сказать, что новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский использовал этот повод по полной, пишет «Апостроф».

Как прогнозировали украинские СМИ, президент Украины довольно неожиданно для польской стороны объявил о значительных уступках Польше в затяжном конфликте по поводу исторической проблематики, отменив мораторий на эксгумацию польских захоронений, который был введен в 2017 году в ответ на акты вандализма против захоронений воинов УПА (запрещенная в России организация — прим. ред.) и украинских вооруженных формирований времен освободительной борьбы 1918-1921 годов.

В свое время, противостояние Киева и Варшавы вокруг этой проблемы фактически зашло в тупик. И объявленная Зеленским отмена моратория (хотя нужно еще сменить руководителя Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича, который лоббировал введение этого ограничения) — это очень важная для Польши уступка. «Польское общество очень чувствительно к вопросам исторической памяти и религии. И с точки зрения практикующего христианина, мешать правильному захоронению родственника — это поступок, находящийся за чертой добра и зла. К тому же в Польше действовала программа не просто поиска и эксгумации захоронений польских воинов на Украине, но и установления их родственных связей с ныне живущими поляками. Именно поэтому украинский мораторий и восприняли так остро», — пояснил «Апострофу» Игар Тышкевич, эксперт Украинского института будущего.

Во время объявления об отмене моратория, украинская сторона отмечала, что данный шаг не является односторонней уступкой Польше, ведь Варшава, в свою очередь, гарантирует защиту украинских памятных захоронений на своей территории. Кроме того, Владимир Зеленский анонсировал строительство на польско-украинской границе мемориала «примирения двух народов».

Впрочем, как рассказал «Апострофу» польский историк и политический эксперт Лукаш Адамский, с этим аспектом договоренностей не все так просто: «Польша абсолютно готова заботиться о существующих мемориалах и ставить новые памятники воинам Петлюры, Украинской народной республики, украинским солдатам Войска польского. Но есть очень большие сомнения, что Варшава даст разрешение на восстановление самовольно установленных украинским активистами памятников участникам УПА. Памятник украинско-польско-литовскому единению уже более 150 лет находится в селе Городло. Возможно, нам не стоит стучаться в уже открытую дверь».

Энергетический меморандум

Достижения «компромисса» вокруг проблемы захоронений создало положительный фон для решения других, не менее важных вопросов. В частности, состоялось подписание важного трехстороннего меморандума между Украиной, Польшей и США в сфере энергетической безопасности. Для подготовки подписания этого документа в Варшаву прилетел секретарь СНБО Украины Александр Данилюк. Меморандум анонсирует сотрудничество государств в сфере развития газовой инфраструктуры, открывает возможности для поставки американского сжиженного газа в Украину через территорию Польши. И хотя поставки начнутся не ранее 2022 года, когда польская ГТС будет модернизирована в соответствии с новыми техническими требованиями, переоценить значение этого документа для будущего энергетической безопасности Украины довольно трудно.

Можно ли утверждать, что исторические уступки стали необходимым условием для подписания меморандума? По мнению эксперта МЦПИ Николая Капитоненко, меморандум подписали бы и без украинских уступок, ведь это отвечает стратегическим интересам Украины, Польши и США. «Вопросы энергетической безопасности находятся в той плоскости двусторонних польско-украинских отношений, где нет каких-либо разногласий, их можно регулировать без решения конфликтов в других сферах», — сообщил «Апострофу» Николай Капитоненко. Впрочем, он не исключил, что историческая инициатива Зеленского имела положительное влияние на решение энергетического вопроса.

Схожее мнение высказывает и Лукаш Адамский: «Объявленные Зеленским новые подходы к урегулированию исторических споров однозначно создали положительную атмосферу на переговорах в Варшаве — и это очень важно. Но прямой связи с меморандумом об энергетической безопасности здесь нет, тем более что его готовили задолго до визита Зеленского, как и объявление об отмене моратория».

А политолог, руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко считает, что меморандум был бы подписан независимо от уступок на историческом фронте. «Переговоры о вхождении польских компаний на украинский рынок природного газа и даже электроэнергии идут уже с октября-ноября 2017 года (как раз в период разгара «исторического конфликта» с Польшей, — «Апостроф»)», — пояснил Бондаренко.

Новая система безопасности в Восточной Европе

После подписания энергетического меморандума, секретарь СНБО Александр Данилюк принял участие в совещании, посвященном вопросам безопасности, с участием коллег из Польши, Белоруссии, а также советника президента США Дональда Трампа Джона Болтона. Участие белорусского представителя порождает много вопросов. Что же произошло в Варшаве: символическая акция, попытка вытянуть Белоруссию из «дружественных российских объятий» или начало формирования новой системы безопасности и сотрудничества в регионе?

«Говорить о новом формате пока рано. Но это однозначно было попыткой „нащупать" новую платформу для сотрудничества в сфере безопасности. Между Польшей и Украиной такие консультации уже были, а вот включение Белоруссии вызывает много вопросов. С одной стороны, контакты между Минском и Вашингтоном на высоком официальном уровне не слишком активны. Но на более низком, практическом уровне, они довольно обширны. Данная встреча — это некий сигнал Москве, что США мониторят ситуацию в Белоруссии и регионе в целом. Также это попытка наладить многосторонний диалог и установить, возможны ли такие встречи на более или менее постоянной основе», — отметил Игар Тышкевич

Фактически, главным инициатором такой четырехсторонней встречи выступили США. И есть основания полагать, что таким образом американцы подталкивают нас к формированию нового баланса сил в Восточноевропейском регионе. «США достаточно давно заинтересованы в том, чтобы Польша играла роль регионального лидера в Восточной Европе, особенно в вопросах безопасности. Ведь Польша — важный стратегический союзник США. И то, что они хотят привлечь к сотрудничеству Украину — достаточно очевидно. Но вопрос заключается в том, в какой форме будет это сотрудничество. Судя по всему, Штаты хотели бы видеть ее в симметричной форме, стабильный проект многостороннего сотрудничества, независимый от политических изменений внутри каждой страны», — отметил Николай Капитоненко.

«Если начнутся разговоры о создании региональной системы безопасности — это уже новый баланс сил в Восточной Европе. И он наложит серьезный отпечаток на все региональные проблемы — в том числе и украинские (Донбасс и Крым — «Апостроф»). На данный момент в регионе есть два сильных игрока — США и НАТО с одной стороны и Россия с другой. А остальные государства вынуждены стоять на своеобразной «растяжке». Если же появится региональный игрок, то он создаст кардинально новые условия. Поэтому для Украины очень важно попытаться выстроить такие союзы. Сегодня это реально. Ведь Штаты проводят политику безопасности аутсорсинга — там, где это возможно, оставляют решения местных проблем региональным коалициям, которые они поддерживают», — добавил Игар Тишкевич.

Таким образом, хотя визит Владимира Зеленского в Польшу не стал первым его зарубежным турне в статусе лидера нашего государства, по факту именно он стал началом самостоятельной внешней политики Зеленского, а не продолжением политики Порошенко. Впрочем, все результаты Варшавского турне — это пока всего лишь декларации, обещания и «прощупывание почвы».

«Не оттепель в отношениях, а прорыв», — так Владимир Зеленский охарактеризовал результаты своих переговоров в Варшаве. Во многом это правда, отмечает «Евпропейська правда» https://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2019/09/2/7100293/. Первый официальный визит нового украинского президента в Польшу позволил «подвести черту» под продолжающимся кризисом в украинско-польских отношениях и анонсировать активизацию сотрудничества. Впрочем, открытым остается вопрос, какой ценой это было достигнуто. А еще — приведет ли выполнение договоренностей с польскими властями к реальному решению исторических противоречий Киева и Варшавы.

Между тем, как пишет «Новое время», соседские отношения между Польшей и Украиной должны быть приоритетом. Так всегда было во внешней политике всех стран — отношения с соседями должны быть наилучшими. А в нашем случае это касается всех, кроме России. И частично Белоруссии, которая, к сожалению, очень зависима от своего восточного соседа, и не всегда контролирует то, что происходит на ее территории в том, что касается безопасности. Если же говорить о Польше, которая десятилетиями была нашим самым большим адвокатом в Европе, то для нас она критически важна. Хотя надо и честно признать, что такое поведение обусловлено не большой любовью к Украине, а пониманием того, что независимая Украина — буфер между агрессивной Россией и Польшей, а это всегда лучше, чем Россия на границе. Поэтому мы должны четко понимать: для Польши здесь речь идет о национальных интересах. Как не вспомнить формулу Юзефа Пилсудского: «Без независимой Украины не будет независимой Польши, а без независимой Польши — независимой Украины». И это абсолютная правда.

Акцент во время визита Владимира Зеленского в Варшаву 31 августа — 1 сентября несколько сместился на переговоры с Анджеем Дудой и вице-президентом США Майком Пенсом. И здесь у Зеленского, убежден автор «Деловой столицы», есть позитив в виде черновика улучшения диалога с Варшавой. Кроме того, он встретился с президентом одного из ключевых партнеров Украины — Литвы — Гитанасом Науседой, с Саломе Зурабишвили, главой Грузии, пребывающей во многом в схожей ситуации (оккупация Россией части территорий, вмешательство Кремля во внутренние дела страны, стремление стать членом НАТО), а также с будущим преемником президента Евросовета Дональда Туска, бельгийским премьером Шарлем Мишелем. Все эти контакты, безусловно, важны, но первенство все же за переговорами с Дудой и Пенсом.

Пятилетняя история с принуждением Украины к покупкее американского газа получила финальное завершение. Представитель Украины секретарь СНБОУ Данилюк подписал официальный документ о намерениях поставок сжиженного газа в Украину из США. Однако соглашение о поставках газа, говорится в материале «Главреда», заключила не государственная компания Нафтогаз, а частная компания Энергетические ресурсы Украины (ЭРУ), которая близка к заместителю главы НАК Андрею Фаворову. Это первое недоразумение в вопросе поставок в Украину сжиженного газа из США. Можно, конечно, не усматривать коррупционный фактор в таких действиях и апеллировать к партнерским отношениям с США и Польшей. Ведь если вопрос поставок СПГ из США является сферой энергетической безопасности и меморандум подписывают первые лица государства, то поставки должна осуществлять государственная компания Нафтогаз. В конце концов, еще в начале 2019 именно такого плана придерживались в Нафтогазе при условии возможной реализации проекта строительства газопровода между Украиной и Польшей.

Украине рисуют новые газовые перспективы. Как уже писала «Страна», 31 августа в Варшаве был подписан новый меморандум по энергобезопасности — между Украиной, Польшей и США. Согласно ему, Соединенные Штаты будут поставлять больше сжиженного газа в Польшу, а та — на Украину. Речь идет о шести миллиардах кубов газа в год, а это — примерно половина всего нашего газового импорта. Сейчас Украина закупает газ в Европе — по формуле «Дюссельдорф плюс», то есть, по цене европейских хабов плюс доставка. Но по факту мы приобретаем все тот же российский газ, только через европейских посредников и с дополнительной наценкой. При этом после 1 января «лавочка» может закрыться, так как продление транзита российского газа через Украину под большим вопросом. Пока открытым остается вопрос цены. Сжиженный газ из США с учетом сложной логистики на 20-30% дороже российского газа, который Украина сейчас закупает под видом европейского, отмечает эксперт «Страны».