Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Выскочка, у которого есть мечта

Год назад он замыкал рейтинги, и ему пророчили поражение. Репортаж Леонарда Дойла о том, как Обама опроверг все прогнозы

Выскочка, у которого есть мечта picture
Выскочка, у которого есть мечта picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самую прискорбную ошибку Обама допустил после августовского вторжения России в Грузию, ставшего подарком судьбы для Маккейна, который безжалостно эксплуатировал эту тему. То, что сенатор Обама не осудил действия России - он возложил вину на обе стороны - напомнило избирателям о знаменитом рекламном ролике Хиллари Клинтон с телефонным звонком в Белый дом в три ночи, в котором она предупреждала, что Обама не готов к лидерству.

Два больших военных вертолета кружили в иссиня-черном небе Виргинии над кортежем Барака Обамы, который сопровождали 12 мотоциклистов. Он станет избранным президентом не ранее, чем через 21 час, но впечатление было таким, словно факел уже передан.

Зная, что победа уже не за горами, Обама произнес большую часть стандартных речей в понедельник вечером, отразив в них превратности кампании. Чуть больше года назад, вспоминал Обама, он сильно отставал по результатам опросов и даже не мог заручиться поддержкой многих черных политиков, считавших, что он никогда не возьмет верх над Хиллари Клинтон. Многие в политическом и медийном истеблишменте США пришли к выводу, что его кампания обречена на провал. Он был списан со счетов как талантливый, но, по большому счету, крайне неопытный выскочка.

Однако оппоненты Барака Обамы постоянно недооценивают его возможности. С тех пор, как на заре своей карьеры Обама стал организатором местного сообщества на юге Чикаго, он демонстрировал талант к мотивированию людей, считающих себя бессильными. Благодаря интеллекту, уверенности в себе, поразительным способностям по налаживанию связей и обаянию, которое помогает ему обретать сторонников, Обама, будучи молодым политиком с огромными нереализованными амбициями, превратился из скромного иллинойского сенатора в политическую суперзвезду.

Тем не менее, его избрание - это повесть о неординарном таланте и самодисциплине, а также в какой-то степени о благоприятном моменте. Его имя рифмуется с 'Ираком', второе имя - такое же, как у бывшего диктатора этой страны, а фамилию даже американские телеведущие путают с Усамой бен Ладеном. Так что 47-летний чикагский политик никогда не мог рассчитывать на легкое завоевание симпатий так называемых 'слабо информированных' американских избирателей.

Но главная тема этого умопомрачительного восхождения из чикагского гетто к особняку по адресу Пенсильвания-авеню, 1600, - это его способность превращать фатальную, казалось бы, слабость в мощное политическое оружие.

Ровно год назад Обама отставал в рейтингах от Клинтон на 33 пункта, и его сторонники были в отчаянии. Два мучительных поражения, нанесенных демократам на президентских выборах Джорджем Бушем, научили их тому, что кандидат, способный победить, должен контратаковать быстро, если он хочет избежать судьбы Джона Керри и Эла Гора. Эксперты заключили, что борьба за выдвижение кандидата демократов практически завершена, и общенациональные журналы уже разместили на своих обложках портрет Клинтон как предполагаемого кандидата от Демократической партии. Опросы и пожертвования в ее избирательный фонд говорили им, что она должна победить, но они не рассчитывали на то цунами энтузиазма, которую вызовет кампания Обамы.

Да, вступая в борьбу за номинирование от Демократической партии, сенатор от Иллинойса имел несколько преимуществ над своими многочисленными оппонентами. Он был совершенным аутсайдером, а избиратели жаждали перемен в Белом доме. Будучи политиком, который никогда не пользовался преимуществами принадлежности к политической машине, он умел работать при скудном бюджете. Наконец, сенатору Обаме крайне повезло, что восьмилетний срок правления Буша оказался столь катастрофическим.

Выступая против войны в Ираке задолго до вторжения 2003 г., Обама верно ухватил суть исторических процессов и посеял семена энергичной, но продуманной внешней политики. 'Я не против войн вообще, я против тупых войн', - заявил он осенью 2002 г., и эта позиция позволила ему ударить по республиканцам их собственным оружием: Обама призывал к постепенной активизации боевых действий в Афганистане и даже против 'аль-Каиды' в Пакистане.

Однако, похоже, ничто из этого не имело решающего значения, когда ужасно холодным вечером в ноябре прошлого года все шесть кандидатов от Демократической партии собрались в Де-Мойне, Айова, на ужине в честь Джефферсона и Джексона, одном из самых скучных событий в календаре года выборов, которое общенациональные СМИ практически не удостоили своим вниманием. Девять тысяч возбужденных сторонников - в основном, одетых в футболки Обамы со словом "Change" ('Перемены') - заполнили места вокруг ринга, чтобы наблюдать за важными шишками Демократической партии, собравшимися на центральной сцене. Избирательный штаб Клинтона презрительно отозвался об энтузиазме энергичных поклонников Обамы - мол, всю эту молодежь специально привезли на автобусах из Чикаго. И со стороны избирательного штаба, уверовавшего в неминуемую победу своего кандидата, это было фатальной ошибкой. Потому что 'ужин Джей-Джей', как его называют инсайдеры демократической партии, стал переломным моментом всей кампании.

Первые пять кандидатов выступили с шаблонными речами. Обама был последним. Крайний срок для теленовостей и большинства газет уже истек. Люди начинали покидать зал. Но Обама, не так давно избранный сенатором от Иллинойса, вскочил на сцену и произнес зажигательную речь. Его сторонники были в восхищении, но, самое главное, были впечатлены потенциальные спонсоры, которые впервые увидели его в бою.

Войну в Ираке 'нельзя было санкционировать и начинать', заявил сенатор Обама. 'У нас есть шанс объединить страну, чтобы решать те проблемы, которые усугубил Джордж Буш и которые существовали задолго до того, как Джордж Буш пришел к власти'. Это была непрямая критика Билла Клинтона, который продолжал пользоваться уважением многих членов партии, но его следующие слова были прямо направлены в адрес Хиллари Клинтон.

'Когда я стану кандидатом партии, - заявил Обама, - кандидат-республиканец не сможет сказать, что я голосовал за войну в Ираке, или что я поддерживаю политику Буша-Чейни - не вести переговоры с теми лидерами, которые нас не нравятся'. Единственный значимый материал в тот день появился в Des Moines Register. Влиятельный редактор политического отдела газеты Дэвид Йепсен (David Yepsen) не жалел похвалы в его адрес и предсказывал общее воодушевление в Айове, где через восемь недель должно было состояться первое голосование кампании 2008 г. 'Если он станет темной лошадкой, победившей на предвыборном съезде в Айове, - писал он, - то субботний ужин запомнится здесь как поворотный момент его кампании'.

Месяц спустя 18 000 человек пожертвовали своим субботним вечером, чтобы отправиться в Де-Мойн, несмотря на снег и лед, чтобы посмотреть на Опру Уинфри, призывающую голосовать за Обаму и прослушать несколько часов политической риторики.

Как писал на этой неделе Дэвид Броудер (David Broder), многолетний политический обозреватель Washington Post, 'За сорок лет я освещал восемь предвыборных съездов в Айове, но никогда не видел ничего подобного. Да и вообще не помню такого воодушевления среди избирателей после своей первой кампании в качестве политического репортера - классического поединка Кеннеди-Никсон в 1960 г.'

Барак Обама никогда не испытывал недостатка в амбициях, но еще в 2004 г. он был неизвестен за пределами Иллинойса. Хотя к тому времени он уже восемь лет работал в сенате штата, дерзкая попытка завоевать место в Конгрессе обернулась унижением, когда его разгромил Бобби Раш (Bobby Rush), бывший член движения 'Черные пантеры'. Обама продолжал преподавать на юридическом факультете Чикагского университета и все еще выплачивал кредит на образование, с которым он расквитался только в 2006 г.

Но Джон Керри заметил молодого политика с хорошими манерами во время своей провальной президентской кампании 2004 г. и попросил Обаму выступить с программной речью на съезде Демократической партии в 2004 г. Его красноречие не только способствовало возрождению партии, которая в то время была без руля и без ветрил - в том же самом году оно привело его в Сенат США, где он вскоре начал позиционировать себя как кандидата в президенты.

Сторонникам Клинтон - и не только им - это казалось смехотворной самонадеянностью. Но в Айове они увидели свою ошибку. Пока она летала по всему штату на дорогом 'Хиллакоптере', сенатор Обама и его команда изъездили десятки тысяч миль, убеждая белых жителей сельской Айовы поддержать его. Благодаря непосредственному общению и усилиям своих преданных последователей он победил в штате, где 95 процентов населения составляют белые.

Если Клинтон в ходе выборов пользовалась помощью своих друзей в истеблишменте, то Обама выстраивал работу на местах. Он искал деньги на кампанию при помощи Интернета и воспользовался ростом популярности онлайновых социальных сетей для создания и мотивирования армии добровольцев.

В ходе праймериз и предвыборной кампании Обама не раз демонстрировал свое хладнокровие перед лицом критики. Когда Клинтон завоевала победу в Нью-Гэмпшире, подготовив почву для долгой и изнурительной кампании, продолжавшейся полгода, он не расстроился. Когда его пастор, преподобный Джеремия Райт (Jeremiah Wright), известный своими неоднозначными высказываниями, был изобличен как злобный демагог и черный расист, он произнес речь, которая, по мнению многих, была самым глубоким с исторической точки зрения выступлением на тему межрасовых отношений после гибели Мартина Лютера Кинга.

В некоторых неудачных маневрах был виноват он сам. Его снисходительные замечания в адрес белых избирателей из рабочего класса, 'держащихся за оружие и религию' были подарком его оппонентам. Хотя номинирование кандидатом от демократов было ему гарантировано, он отставал в рейтингах от Джона Маккейна на 20-30 пунктов в таких, казалось бы, беспроигрышных штатах, как Огайо. Избирательный штаб Маккейна не замедлил посеять сомнения относительно первого черного кандидата в президенты от одной из ведущих партий, а 'телефонные роботы' сообщали миллионам избирателей, что Обама, как и Усама бен Ладен, связан с доморощенным террористом Биллом Эйрзом (Bill Ayers), который пытался взорвать Пентагон. На самом деле, он работал вместе с Эйрзом, ставшим позже преподавателем Чикагского университета, в руководстве образовательно-благотворительной организации, но эта клевета имела определенный резонанс.

Самую прискорбную ошибку Обама допустил после августовского вторжения России в Грузию, ставшего подарком судьбы для Маккейна, который безжалостно эксплуатировал эту тему. То, что сенатор Обама не осудил действия России - он возложил вину на обе стороны - напомнило избирателям о знаменитом рекламном ролике Хиллари Клинтон с телефонным звонком в Белый дом в три ночи, в котором она предупреждала, что Обама не готов к лидерству. Маккейн впервые опередил Обаму по результатам опросов.

Самое неординарное решение, принятое в ходе этой кампании - выбор Маккейном губернатора Аляски Сары Пэйлин в качестве кандидата в вице-президенты - спутало все карты. С приближением президентских дебатов Маккейн, по данным одного из опросов, опережал Обаму на пять пунктов. Такое преимущество было у него в первый и последний раз. Кризис, внезапно охвативший финансовые рынки, нанес республиканцам сокрушительный удар. Он подчеркнул то, о чем Обама твердил целый год: что решения администраций Клинтона и Буша о ликвидации регулятивного надзора над Уолл-стрит непосредственно привели к кризису в ипотечном секторе 'сабпрайм'.

Второй удар Маккейн нанес себе сам. Заявление о том, что экономика США является 'фундаментально здоровой' выставило его на посмешище; хуже того, когда у экономики начались конвульсии, белые избиратели из рабочего класса, на долю которых приходится примерно 45 процентов электората, начали пересматривать свое отношение к Обаме и отказываться от прежних предрассудков.

На последнем предвыборном митинге в Виргинии, когда Обама вспоминал свою бабушку, воспитавшую его и скончавшуюся утром того дня, он говорил о тех жестких нападках, которым подвергся в ходе избирательной кампании. Обама описал свою невеселую поездку в Южную Каролину, когда ему так была нужна поддержка. Когда он представлялся, какая-то невысокая женщина начала его прерывать, скандируя: 'Ободрись - и вперед!'. В тот день это подняло всем настроение и стало неофициальным девизом кампании.

'Вот как это началось, - сказал он. - Это показывает, что может сделать один голос. Один голос может изменить комнату, а если голос может изменить комнату, то он может изменить город, а если он может изменить город, то он может изменить штат, а если он может изменить штат, то он может изменить страну, а если он может изменить страну, то он может изменить мир'.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

_______________________________

Президент Обама ("The Guardian", Великобритания)

Речь нового избранного президента Соединенных Штатов Америки Барака Обамы ("The Guardian", Великобритания)

Пять мифов о выборах ("The Washington Post", США)