Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Финская газета Ilta-Sanomat побывала в Сергиевом Посаде, где захоронен святой Русской православной церкви. В этом же городе хранятся тела людей в состоянии глубокой заморозки, которые ждут встречи с будущим. Возможно ли сохранение тела после смерти, или же бессмертие — это только религиозное понятие? Православная церковь не дает ответа на этот вопрос.

В Сергиевом Посаде, который находится недалеко от Москвы, перед вами предстают два взгляда на вопрос бессмертия. Первый связан с Русской православной церковью, второй — с компанией «КриоРус», которая использует современные высокие технологии.


В 1337 году преподобный Сергий Радонежский вместе со своим братом построил скромную уединенную обитель и церковь на пустынной лесной опушке, расположенной к северу от Москвы. Сергию было 23 года, он родился в знатной боярской семье, но стал аскетичным и глубоко верующим монахом.


Небольшая деревянная церковь превратилась в Троице-Сергиев монастырь, который сейчас находится в городе Сергиев Посад.


Монастырь получил почетный титул «лавры», то есть «главного монастыря территории», и стал одним из главнейших центров Русской православной церкви. В лавре есть исключительно ценные предметы искусства и исторические здания, а также семинария, в которой проходят обучение сотни монахов.


Территория монастыря, окруженная стеной, — настоящая жемчужина архитектуры. Этот ансамбль занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


В ветреный октябрьский день в монастыре довольно много людей. В стенах монастыря — много паломников и других путешественников. Нам часто попадаются идущие навстречу монахи, которые что-то набирают в своем смартфоне.


Тем не менее, в основном атмосферу создает история и благоговейная вера старой России.


«Жизнь здесь — по большей части рутина. Мы каждый день делаем одно и то же», — говорит монах, представившийся отцом N. Он не хочет называть свое имя целиком, поскольку монастырь не давал ему разрешение на интервью.


«Многие из нас гордятся тем, что они — монахи этого великолепного монастыря. Но разве гордость может быть присуща монаху?» — рассуждает отец N в вестибюле великолепного собора.


Сергий Радонежский умер в 1392 году. Русская православная церковь причислила его к лику святых уже в XV веке.


«Он был очень влиятельной личностью уже при жизни», — говорит Алексей Шёберг (Aleksej Sjöberg), настоятель православного прихода в финском городе Тампере.


Могилу святого открыли спустя 30 лет после его смерти. Как гласит легенда, святитель, лежавший в деревянном гробу, не изменился со дня своей смерти.


Мысль о том, что святые не разлагаются после смерти, по словам настоятеля Алексея, является старинным народным поверьем.


«То, что тело не разлагается, воспринимается как знак, как благословление Господа», — говорит Алексей по телефону газете Ilta-Sanomat.


Само по себе то, что процесс разложения не начинается, для церкви ничего не значит. Ведь тела «безбожников» в благоприятных условиях тоже могут мумифицироваться и сохраниться.


«Однако в отношении святого это словно знак того, что Бог заботится о нем и после смерти».


Возможно ли сохранение тела после смерти, или же это только религиозное понятие?


«Православная церковь не дает ответа на этот вопрос ни на теологическом, ни на официальном уровне. По мнению церкви, то, что происходит с телом после смерти — не самое важное», — рассуждает отец Алексей.


Преподобного Сергия не оставили в покое. В 1920-х большевики проводили антирелигиозную кампанию против церкви и открывали гробы со святыми, чтобы показать, что тела святых сохранялись не лучше, чем тела простых людей. Цель кампании заключалась в развенчивании мифов и подрыве авторитета церкви в новом советском государстве.


Несмотря на проведенную кампанию, останки Сергия сохранились до наших дней. Сейчас они покоятся в самой старой церкви лавры, и верующие приходят поклониться ему каждый день. В саркофаге, защищенном стеклом и металлом, видна часть черепа Сергия.


В монастыре выставлен и настоящий деревянный гроб, в котором Сергий был захоронен. По размерам гроба можно заключить, что Сергий был высоким мужчиной, ростом примерно 180 сантиметров. Края гроба обиты металлом. Раньше паломники целовали гроб и одновременно откусывали от него кусочки, чтобы забрать их домой как реликвию.


В нескольких километрах от лавры можно познакомиться с другим взглядом на вечную жизнь.


На окраине Сергиева Посада, во дворе обычного частного дома находится белая металлическая конструкция. Это охлаждающие помещения российской компании «КриоРус». В двух сосудах, напоминающих термосы, отдыхают 24 покойника, которые готовятся ко встрече с будущим. «КриоРус» консервирует иногда все тело покойника, иногда — голову или мозги.


Представители компании «КриоРус» считают, что тела, замороженные в стеклянных контейнерах, сохранятся, по меньшей мере, на сотни или даже тысячи лет. Они не будут разлагаться, если в сосудах будет поддерживаться температура —196 градусов.


За деятельностью организации «КриоРус» стоит трансгуманизм, идея о бесконечных возможностях человека. Замороженные клиенты «КриоРус» ждут встречи с новой жизнью: наука должна развиться настолько, что причины, которые привели к их смерти, можно будет исправить, а вред от глубокой заморозки можно будет устранить. Затем умершие вновь смогут вернуться к жизни.


Крионика — это спорная экспериментальная деятельность, и многие представители медицины и нейронаук в нее не верят.


И церковь, и трансгуманизм придерживаются того мнения, что личность человека — понятие более масштабное, чем его временное пребывание на Земле. Человек может жить вечно.


«Правда, Православная церковь не учит, что вечная жизнь достижима при помощи современных технологий», — говорит отец Алексей.


«Разница заключается в том, что технологии могут продлить жизнь по времени. Однако если мы говорим о Царствии Божием, то говорим о таком понятии, которое находится вне времени».