Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Фиаско Второй мировой: битва за Сталинград

Рассказ об этих сражениях, диверсиях и терактах (в общей сложности описывается 30 операций) проливает свет на промахи и неудачи и позволяет лучше понять некоторые повороты в истории Второй мировой войны. Отрывок из книги «Военные фиаско Второй мировой войны» Лорана Тирона.

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкСоветские артиллеристы во время одного из уличных боев в Сталинграде. Ноябрь 1942 года
Советские артиллеристы во время одного из уличных боев в Сталинграде. Ноябрь 1942 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бои превратились в настоящую мясорубку. 62-й армии удалось сдержать 6-ю немецкую армию ценой, которая оказалась бы неподъемной для любой страны кроме Советского Союза. Сталинград превратился в котел, который одну за другой заглатывал дивизии советской пехоты. Необходимость сдержать наступление вынуждала Москву отправлять все новые части, чьи ряды таяли всего за несколько часов.

Бои превратились в настоящую мясорубку. 62-й армии удалось сдержать 6-ю немецкую армию ценой, которая оказалась бы неподъемной для любой страны кроме Советского Союза. Сталинград превратился в котел, который одну за другой заглатывал дивизии советской пехоты. Необходимость сдержать наступление вынуждала Москву отправлять все новые части, чьи ряды таяли всего за несколько часов. Бои были столь интенсивными, что продолжительность жизни отправленного на линию фронта солдата не превышала и дня.

Целые войсковые соединения были уничтожены менее чем за три недели, а некоторые дивизии потеряли 95% личного состава всего за три дня! Соотношение потерь составляло от восьми до десяти солдат на одного немца, что, кстати, доказывает, что наступающие не всегда несут большие потери.

1 ноября 1942 года 90% города находилось в руках 6-й армии. Тем не менее тактика Чуйкова начала приносить плоды. Немецкие дивизии были истощены, как физически, так и морально. Из-за упорного сопротивления они потеряли 50% ресурсов в первые часы наступления. Износ техники и усталость людей привели к тому, что многие подразделения считались непригодными для боевых действий. За каждый завод, вокзал, вагон, дом и этаж велись ожесточенные бои, в которых законы войны нарушались обеими сторонами. Давление было постоянным, а отдохнуть в разрушенном городе не было никакой возможности. Подкрепления же приходили в час по чайной ложке. В сентябре к Чуйкову подошли свежие части, которые помогли восполнить потери. Но в ноябре на Волге появился лед, что перекрыло путь кораблям снабжения. Оставшись с истощенными солдатами, без боеприпасов и подкреплений, было практически невозможно остановить неумолимое продвижение Вермахта. Его сдерживали одни только артиллерийские расчеты. Запертым в Сталинграде войскам было долго не продержаться. Однако на самом деле Чуйков выполнил возложенную на него задачу: продержаться. Продержаться достаточно долго, чтобы в Москве смогли спланировать операцию «Уран». 19 ноября 1942 года Красная армия начала тайно готовившееся два месяца наступление. За четыре дня клещи сомкнулись, и развалины принесенного в жертву города стали ловушкой. Нападавшим пришлось защищаться. Смена обстоятельств привела к тому, что одно из самых кровопролитных городских сражений Второй мировой войны продлилось до 2 февраля 1943 года.

Трудная победа

Операция «Уран» решила судьбу 6-й армии. Развитие событий кардинально изменилось по отношению к сентябрю 1942 года. У советских войск было численное преимущество и необходимые боеприпасы. Враг был ослаблен месяцами тяжелых боев, однако советские дивизии столкнулись с теми же препятствиями, что и солдаты Паулюса неделями раньше. Наступление сопровождалось обстрелами из тяжелых орудий, но противнику было нечего терять. Как бы то ни было, стратегия истощения в конечном итоге вынудила 6-ю армию сдаться в начале февраля 1943 года, что ознаменовало собой самую громкую неудачу Вермахта на Восточном фронте. При этом немецкая армия еще не была побеждена и сохраняла за собой стратегическую инициативу.

Лоран Тирон, историк и журналист, главный редактор Trucks & Tanks Magazine.