Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Грузинский зондаж» премьер-министра: откроется ли новый путь для Армении?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из информации, хотя и не полной, об итогах визита премьер-министра Армении Карена Карапетяна в Грузию становится ясно, что цель визита — провести зондаж открывающихся возможностей в сферах энергетики, транспорта и торговли на фоне нормализации российско-грузинских отношений.

Из информации, хотя и не полной, об итогах визита премьер-министра Армении Карена Карапетяна в Грузию становится ясно, что цель визита — провести зондаж открывающихся возможностей в сферах энергетики, транспорта и торговли на фоне нормализации российско-грузинских отношений.


Во второй день визита Карапетян открыл некоторые скобки относительно целей визита: «Мы обсудили все те сферы, которые представляют двухсторонний интерес. По всем направлениям у нас есть договоренности. Более того, мы договорились придать новый, региональный характер нашему экономическому сотрудничеству, чтобы можно было чаше выступать перед внешним миром в качестве большого совместного рынка, будь то сфера туризма, наша новая свободная экономическая зона, которая формируется с соседним Ираном, и другие сферы…»


Обращаясь к вопросу альтернативного Верхнему Ларсу пути сухопутного сообщения между Арменией и Россией по территории Грузии, премьер-министр отметил: «Мы вопрос обсудили. Будьте уверены, что будет».


Таким образом, основными темами обсуждения были вероятность восстановления альтернативных дорог для грузоперевозок по территории Грузии в Армению, совместное использование открывающихся в Иране возможностей и проект формирования энергетического регионального коридора Россия-Грузия-Армения-Иран. Состоявшиеся во время визита обсуждения и их результаты на фоне региональных процессов нужно рассматривать именно в контексте этих вопросов. И это естественно в картине новых региональных возможностей, когда Грузия идет не на противостояние с Россией, а на рационализацию отношений. Именно так недавно охарактеризовал проходящие в российско-грузинских отношениях процессы президент Грузии Георги Маргвелашвили.


«Опыт показывает, что отношения с региональной супер-державой налаживаются, что может положительно отразиться на политическом климате Южного Кавказа. Сейчас Грузия идет именно на рационализацию отношений с Россией. А что это? Сотрудничать по тем направлениям, где нет конфликтов. Это общение между обществами, мобильность людей и товаров, торговля и так далее»,- в беседе с агентством сказал директор, основатель фонда Кавказский Дом, известный грузинский эксперт Гиорги Канашвили. В этом контексте он особое внимание уделил достигнутым договоренностям между Тбилиси и Москвой о восстановлении торговых коммуникаций между Россией и Грузией по территории Абхазии и Южной Осетии.

 

Представитель России в переговорах с Грузией Зураб Абашидзе недавно назвал довольно большой вероятность осуществления этой договоренности. «Речь идет о договоре «Торговых коридоров», подписанном еще в 2011 году, для осуществления которого Грузия закончила свои подготовительные работы. Это нормальный процесс, и сейчас будет подписан контракт со швейцарской стороной, чтобы третья сторона контролировала грузоперевозки по этим дорогам»,- сказал Абашидзе.


В самой Грузии Гиорги Канашвили не ожидает большого сопротивления в вопросе восстановления торговых связей и коммуникаций с Россией. «Не считаю, что оппозиция выйдет против и резко будет критиковать это, поскольку именно во время правления Саакашвили был подписан с Россией этот договор, который нынешние власти просто воплощают в жизнь. Создалась ситуация, когда реализация этой инициативы выгодна всем сторонам — России, Грузии, Ирану, Армении», — считает эксперт.


Фактор Ирана, на самом деле, очень важен для развития регионального сотрудничества. «Когда говорим о возможности открытия абхазской железной дороги, которой через Грузию должна пользоваться только Армения, это кажется не очень выгодным с торгово-экономической точки зрения. Однако когда к процессу присоединяется Иран со своим 80 миллионным платежеспособным рынком, перспектива этой программы становится привлекательной и реалистичной. То есть, это выгодно двум региональным сверхдержавам — России и Ирану, которые смогут осуществлять грузоперевозки по направлению север-юг», — отмечает экономист Татул Манасерян.


Фактор Ирана важен также для осуществления проекта энергетического коридора Россия-Грузия-Армения-Иран, который разрабатывается на протяжении уже больше года. Об этом недавно заявил министр энергетики России Александр Новак. «Техническо-экономическое основание энергетического коридора Россия-Грузия-Армения-Иран будет готово во второй половине 2017 года. В ходе встречи с министром энергетики Ирана обсудили два проекта — энергетические коридоры «Россия-Грузия-Армения» и «Россия-Азербайджан-Иран», которые соединяют энергосистемы этих стран», — сказал Новак.


Вышеупомянутое позволяет заключить, что на фоне снятия санкций с Ирана и рационализации российско-грузинских отношений для Армении, страдающей от блокады, создается возможность коммуникационного прорыва. Это пока не означает, что эта возможность безусловно станет реальностью в краткосрочной перспективе, поскольку в процессе много игроков, в том числе полу-признанные Абхазия и Южная Осетия, которые очень чувствительно реагируют на любые договоренности между Россией и Грузией. Однако неоспоримо, что на данный момент есть все необходимые условия для открытия дыхательных путей экономики Армении. А как удастся ими воспользоваться и приведут ли они к желаемым результатам, покажет время.