Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спутниковый кризис и научные школы

© Фото : Wikimedia / Министерство обороны РФМакет двух первых искусственных спутников Земли на полигоне Капустин Яр
Макет двух первых искусственных спутников Земли на полигоне Капустин Яр
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1957 году советская Россия успешно вывела на орбиту спутник, сделав это раньше США. Это шокировало американцев: как это могло случиться в «отсталом» СССР? Причина лежала в том, что научное образование в советских школах было гораздо сильнее, чем в США. Эйзенхауэру пришлось принять эту горькую правду и начать создавать научные школы по советскому образцу.

В 1957 году советская Россия запустила в космос спутник и успешно вывела его на орбиту, сделав это раньше США.


С этого момента начались события, которые вошли в историю под названием «спутниковый кризис».


Кто отправил спутник в космос, тот сбросит и ракету


Когда русские вывели спутник на орбиту, это вызвало большой страх в США. Страна, которая может успешно отправлять ракеты в космос, очень близка к технологии, позволяющей нанести удар межконтинентальной баллистической ракетой куда бы то ни было из любой точки земного шара.


Сразу же после этих шокирующих событий президент США Эйзенхауэр созвал внеочередное собрание Сената и поручил создать специальную исследовательскую комиссию.


В результате проведенной работы выяснилось, что причиной отставания США в технологиях, как и ожидалось, является не несостоятельность университетов или государственных институтов.


Космическую гонку проигрывают из-за школ


Главной причиной было недостаточно эффективное научное образование в школах. Комиссия объявила, что из-за этого поразившего всех результата США проигрывают космическую гонку.


Президент очень удивился этому. Но принял ту горькую правду, что научное образование в советских школах гораздо сильнее, чем в США. По поручению президента и Сената было принято решение об усилении научной направленности школьного образования. Самой примечательной из проведенных реформ было открытие «science schools» (школ с научным уклоном), ориентированных на воспитание ученых.


В Америке было создано множество научных школ, в рамках которых были подготовлены исследователи для университетов. В космической гонке американцы догнали русских. А в 1969 году — даже перегнали, ступив на поверхность Луны.


Событие, произошедшее на глазах у всего мира, обнаружило тот факт, что иметь хорошие университеты недостаточно, подрастающее поколение нужно с ранних лет побуждать и стимулировать к научным исследованиям.


В Турции научные школы отстали


Турция, чтобы не уступать в этой гонке, также в 1964 году открыла первую научную школу. Эта школа долго воспитывала перспективных сильных кандидатов и направляла их в университеты.


В последующие периоды научные школы, созданные в условиях холодной войны, утратили свою конкурентоспособность на мировом уровне и потенциал воспитания ученых. Поэтому в школах нашей страны не удается обеспечить инфраструктуру подготовки исследователей в университеты.


Некоторое время назад выпускники научной школы имени Ататюрка в Стамбуле, увидев этот пробел, создали ассоциацию. Они подготовили короткий фильм о спутниковом кризисе. Они пытаются донести до всех стратегическое значение научных школ, объяснить, что они дают преимущество, достаточное для того, чтобы показать, кто победит в конкуренции между сверхдержавами.


Проблему научных школ нужно обсуждать


На симпозиуме, который состоится 26-27 мая, выпускники школы имени Ататюрка организуют научное обсуждение этой проблемы. Их цель — дать понять, что лучший способ покрыть дефицит в качественных студентах, возникший прежде всего после закрытия колледжей FETÖ (террористической организации Фетхуллаха Гюлена) — это, как и раньше, научные школы.


С этой целью в научных школах необходимо провести серьезные реформы, от преподавательского состава до учебных планов, от материалов до стратегического планирования.


Напомним, что важным опытом в этом направлении обладает Южная Корея. Своими успехами в технологиях корейцы обязаны воспитанию качественных студентов в школах с научным уклоном.


О том, как они делают это, расскажут на симпозиуме.


Ожидается, что министерство национального образования обратит внимание на этот вопрос. Если бы наше министерство проводило совместную работу с такого рода неправительственными и добровольными организациями, это было бы крайне полезно. Тогда возникло бы больше возможностей для подготовки ученых, чьи фундаментальные знания были заложены в школе.


Будем надеяться, что наш президент и премьер-министр, которые говорят о необходимости вступить в гонку в области обороны и космической индустрии, не обойдут вниманием этот вопрос.