Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Объявленная Обамой 'перезагрузка' отношений с Кремлем сигнализирует об изменениях в политике США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока президент США Барак Обама (Barack Obama) пытается не увязнуть в трясине реформы здравоохранения у себя на родине, он предпринимает смелые и значительные шаги в Центральной и Восточной Европе.

Пока президент США Барак Обама (Barack Obama) пытается не увязнуть в трясине реформы здравоохранения у себя на родине, он предпринимает смелые и значительные шаги в Центральной и Восточной Европе.

Его отказ от планов размещения системы противоракетной обороны в Польше и Чехии был встречен с большим энтузиазмом как в России, считавшей себя истинной мишенью проекта, якобы направленного на противодействие Ирану, так и большинством граждан Польши и Чехии, 'в гостях' у которых уже и так перебывало немало иностранных войск, в связи с чем в этих странах не слишком приветствовали размещение американских баз на своей территории.

Но тревога, поднятая 'обычными подозреваемыми' (цитата из к/ф 'Касабланка', ставшая крылатым выражением, - прим. пер.) в США - главным образом, правыми бойцами фронтов 'холодной войны', которые отстаивали противоракетную программу, - достигла также и слуха тех соседей России, кто все еще опасается, что любая ощутимая дипломатическая победа Москвы поставит их под угрозу.

Лех Валенса (Lech Walesa), основатель движения 'Солидарность' и бывший президент Польши, заявил, что решение Обамы знаменует собой удручающий сдвиг в отношении США к Центральной и Восточной Европе, где исторически привилось не только глубокое недоверие к России, но и подозрение к сделкам между ведущими державами мира, в которых судьбы небольших государств-сателлитов используются в качестве ставок на столе переговоров.

Для людей с подобным мировоззрением, объявленная Обамой 'перезагрузка' отношений с Кремлем выглядит угрожающе однобокой.

Россию так и не заставили заплатить за войну, которую она вела с Грузией на исходе правления бушевской администрации - ни финансово, ни дипломатически, ни с помощью военной силы. Более того, она продолжает расшатывать позиции тбилисского правительства предупреждениями о дальнейших столкновениях и попытками убедить мировое сообщество признать независимость отколовшихся регионов - Абхазии и Южной Осетии.

Венесуэла вслед за Россией и Никарагуа признала суверенитет этих контролируемых Кремлем территорий, о чем президент Уго Чавес (Hugo Chavez) заявил во время визита в Москву, где он приобрел большую партию вооружений.

Кроме того что Россия усиливает связи со склочными левыми правительствами на 'заднем дворе' Вашингтона, она продолжает дергать за собственные ниточки. Так, на Украине Кремль и его местные союзники продолжают дискредитировать прозападных лидеров в преддверии январских президентских выборов, имеющих жизненно важное значение.

Москва также изо всех сил пытается удержать в руках стратегически важные регионы Кавказа и Средней Азии, блокируя попытки США и Евросоюза укрепить отношения с ними и закрепить за собой нефть и газ, которые помогут им избавить себя от непредсказуемости российских поставок.

Европейские критики политики 'перезагрузки' президента Обамы отмечают, что с момента его прихода к власти Россия так и не пошла на уступки по этим вопросам. Они настаивают на том, что отказ от систем противоракетной обороны в Польше и Чехии только усиливает позиции таких 'хищников', как премьер-министр Владимир Путин.

Сторонники решения возражают, что более агрессивный курс, взятый администрацией Джорджа Буша-младшего (George W Bush), не только не привел к успешному решению данных вопросов, но и ожесточил позицию Москвы в отношении многих из них. К тому же данный курс выявил ограниченность западного влияния в таких регионах, как, например, Грузия, во время прошлогодней войны.

Обама, похоже, надеется, что если не обращаться с Россией как с парией, то она проявит меньше враждебности к союзникам США, например, Грузии и Украине, и больше сговорчивости в вопросах заключения Западом договоров на поставки энергоносителей на постсоветском пространстве, а также меньше готовности начать очередную 'газовую войну' или какой-либо иной конфликт.

Обама также подчеркнул разницу между российскими лидерами: суровым Путиным, которого он обвинил в том, что тот все еще мыслит категориями 'холодной войны', и более либеральным президентом Дмитрием Медведевым, которого он назвал разумным, прагматичным и современным политиком.

Российские аналитики полагают, что администрация США надеется, что менее агрессивный подход усилит позиции более спокойного Медведева или, по крайней мере, поможет ему выстоять против Путина и его свиты бывших КГБ-шников, которые, возможно, по-прежнему рассматривают российско-американские отношения как игру, где могут быть только победивший и проигравший.

Оба российских лидера одобряют решение Обамы по вопросу противоракетной обороны. Однако Путин немедленно принялся настаивать на дальнейших уступках со стороны Вашингтона - таких, как передача России технологий и удовлетворение претензий России, Белоруссии и Казахстана на совместное вступление во Всемирную торговую организацию.

На этой неделе президент Обама встретится с Медведевым в Нью-Йорке. Он выражает надежду, что президент Медведев действительно окажется человеком, с которым можно иметь дело.

В Центральной Европе, где испытали всеобщее чувство облегчения по поводу отказа от строительства противоракетных баз, будут пристально наблюдать за этой встречей.

Политические последствия отказа также были минимальными, поскольку правительство Польши не продемонстрировало ярой приверженности договору, к заключению которого так стремились его предшественники, что никак не сказалось на его рейтинге. В то же время, политическая жизнь Чехии находится в состоянии неопределенности, пока в преддверии досрочных выборов страной управляет временное правительство.

В то же время, после принятия решения об отказе от противоракетной обороны, для политического руководства в Праге и Варшаве, Тбилиси и Киеве стало болезненно очевидно, что все они пока еще не являются участниками глобальных игр, ведущихся США и Россией.

В течении последующих месяцев Вашингтон и Москва должны прийти к соглашению по сокращению ядерных вооружений и предоставлению гарантии непрерывного транзита грузов для войск НАТО в Афганистане.

Однако достичь согласия по вопросам нейтрализации предполагаемой угрозы со стороны Северной Кореи и особенно Ирана будет сложнее.

Все известные ядерные объекты Ирана построены Россией, и она же поставляет для них ядерное топливо. Она является также потенциальным поставщиком современных систем противовоздушной обороны Ирану. Израиль опасается, что это может пошатнуть стратегический баланс на Ближнем Востоке

Москва долго сопротивлялась введению более жестких санкций в отношении Ирана, и Путин с Медведевым настаивают на том, что во время встречи Совета Безопасности ООН с иранской делегацией по ядерной программе Ирана, которая состоится 1 октября, не стоит ожидать ответной услуги в ответ на отказ Обамы от противоракетной программы.

Как отмечают отдельные аналитики, учитывая, что Москве выгодны высокие цены на нефть, а стран, способных конкурировать с ней в области энергопоставок в соседних регионах немного, у России нет экономической заинтересованности в стабилизации обстановки на Ближнем Востоке.

Если Обама сможет поколебать позицию Кремля по эти вопросам, тогда отношения между США и Россией и впрямь будут 'перезагружены', что послужит выгоде Восточной Европы и всего остального мира.

_______________________________________________________

Новая система ПРО обеспечит Европе большую безопасность ("The New York Times", США)

Стабильный Кремль ("The National Interest", США)

Обсудить публикацию на форуме