Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, как монаху из Сибири удалось стать одним из самых влиятельных людей России, издавна завораживало потомков. К 100-летию со дня его смерти англичанин Саймон Себаг-Монтефиоре опубликовал в 2016 году книгу «Романовы. Блеск и падение царской династии» о карьере Распутина. В то же время появилась биография «И затрясется Земля. Распутин и конец Романовых» американца Дугласа Смита.

В ночь с 29 на 30 декабря 1916 года лимузин въехал во двор дома 92 на улице Мойка в Петрограде, как называлась эта российская столица после начала войны в 1914 году. Через боковую дверь два пассажира проникли в соседний дворец, из которого доносились звуки «Yankee Doodle Dandy». Тамошнего гостя потчевали пирожными, чаем и мадерой.

Яд, который добавили в эти лакомства, не возымел действия. Тогда один из четырех заговорщиков выхватил пистолет. Однако и этого было недостаточно для того, чтобы покончить с «воплощением сатаны». Лишь во дворе удалось несколькими выстрелами уложить отчаянно защищавшегося человека. В конечном счете труп был сброшен в прорубь на Неве. «Я был преисполнен мужества и уверенности в том, что таким образом был сделан первый шаг по спасению России», — писал хозяин дома князь Феликс Юсупов.

Так погиб Григорий Ефимович Распутин, священник, доверенное лицо царя, мастер спиритизма, сексуальный идол, который, очевидно, обладал и даром предсказания. В конечном счете, его предсказание о том, что царская династия будет существовать до тех пор, пока он жив, сбылось спустя несколько недель. В феврале 1917 года революция покончила с 300-летним господством Романовых.

То, как бродячему монаху из Сибири удалось стать одним из самых влиятельных людей России, издавна завораживало потомков. Лишь по случаю 100-летия со дня его смерти английский автор бестселлеров Саймон Себаг-Монтефиоре (Simon Sebag Montefiore) опубликовал в 2016 году свою книгу «Романовы. Блеск и падение царской династии», в которой описал карьеру Распутина. В то же время появилась монументальная биография «И затрясется Земля. Распутин и конец Романовых» американского историка Дугласа Смита (Douglas Smith). Теперь эта книга объемом в 900 страниц переведена на немецкий язык. Оба автора являются известными специалистами по России.

В то время как Монтефиоре при описании убийства Распутина в 1916 году опирается на мемуары Юсупова, Смит критически относится к этому источнику. Так, по его словам, князь, находясь позднее в эмиграции, привел две версии этого убийства. При этом речь шла о том, чтобы получить источник дохода для него и его семьи, оставшейся без средств. Он пытался также, по словам Смита, выдать это хладнокровное покушение за необходимый сверхчеловеческий акт: «В своей версии поединка Юсупов представлял себя в качестве архангела Михаила, который в Откровениях от Иоанна побеждает сатану. Его должны не судить, а прославлять».

Для Юсупова в его обеих книгах от 1927 и от 1953 года было важно, во-первых, привлечь внимание публики с помощью по возможности драматического изложения, а во-вторых, оправдать себя. Это подтверждается и тем, что подробное описание яда в тортах и напитках не выдерживает медицинской критики. Цианистый калий выделяет газ синильной кислоты, которая лишает кислорода центральную нервную систему. В течение нескольких секунд яд начинает действовать, а через несколько минут наступает смерть. Еще дочь Распутина Мария высказывала сомнения: ее отец не любил сладостей. Произведенное позднее вскрытие также не обнаружило никаких следов яда в теле убитого.

Монтефиоре считает вполне возможным, что в покушении участвовали британские агенты. Новые расследования пытались доказать, что орудием убийства был револьвер фирмы Webley калибра 455, стандартное оружие британской армии в Первой мировой войне. Юсупов упоминает также в своей книге о присутствии британского агента Освальда Рейнера (Oswald Rayner), который знал о «нашем заговоре» и еще ночью прибыл в его дворец.

Смит выступает против этого, опираясь на квитанцию из полицейских дел о Распутине, находящихся в Государственном архиве Российской Федерации. Она подтверждает, что револьвер этого типа использовался в России. Однако авторы едины в том, что убийство Распутина было совершено по-дилетантски и неумело. Еще Троцкий издевался над этой дилетантской операцией. Другим спорным вопросом является сексуальная жизнь Распутина. Достоверно известно, что этот бродячий монах, который прибыл в 1903 году в Санкт-Петербург, прославился в качестве мистика и целителя.


Однако на приемах, которые Распутин устраивал для других членов общества, все выглядело достаточно явно. Монтефиоре также не может оставить без внимания многочисленные свидетельства организации оргий, однако на основании показаний проституток приходит к выводу: «Возможно, что самая пресловутая сексуальная бестия истории была не способна к половому акту».

Смит тоже подвергает критике сведения о сексуальной жизни Распутина. Его вожделение было якобы ненасытным, его выносливость — поразительной, сексуальная мощь — беспримерной. «Он уникален, он дарит такие ощущения. Все наши мужчины ни к чему не способны», — будто бы простонала дочь одного сенатора. Однако подобные свидетельства, по словам Смита, приводятся почти исключительно мужчинами. Это относится и к сообщениям о том, что «дерзкий развратник» закатывал оргии, во время которых он совращал молодых девушек.

Для Смита частью этой проблемы были мужья: «Так много дам светского общества вели безрадостную жизнь. Они были одиноки, а их чувства умерли. Распутин их выслушивал, высказывал им сочувствие, гладил и целовал их». А потом исчезал в спальне, в то время как оставшиеся продолжали пить свой чай, прислушиваясь к звукам полового акта.

Однако и Смит счел «сильно преувеличенными» многие истории о распутинском разгуле. Для этого он приводит важное наблюдение: «Если у него действительно было так много десятков любовниц, которых ему приписывают, то невероятно, что ни одна из них не забеременела. Удивительно также, что враги Распутина никогда не обвиняли его в том, что от него родились внебрачные дети. Если бы такое произошло, то они наверняка предали бы это гласности». Ведь личность Распутина олицетворяла уже давно имевшиеся обвинения против царя и его автократического режима. «Большинство людей считали, что Распутин должен умереть, чтобы Россия продолжала жить, — резюмирует Смит. — Вскоре им пришлось понять, насколько они ошибались».