23/01/18 10:43

Общество

Секс, ложь, Распутин

(Die Welt, Германия)

13/01 07:00

В ночь с 29 на 30 декабря 1916 года лимузин въехал во двор дома 92 на улице Мойка в Петрограде, как называлась эта российская столица после начала войны в 1914 году. Через боковую дверь два пассажира проникли в соседний дворец, из которого доносились звуки «Yankee Doodle Dandy». Тамошнего гостя потчевали пирожными, чаем и мадерой.

Яд, который добавили в эти лакомства, не возымел действия. Тогда один из четырех заговорщиков выхватил пистолет. Однако и этого было недостаточно для того, чтобы покончить с «воплощением сатаны». Лишь во дворе удалось несколькими выстрелами уложить отчаянно защищавшегося человека. В конечном счете труп был сброшен в прорубь на Неве. «Я был преисполнен мужества и уверенности в том, что таким образом был сделан первый шаг по спасению России», — писал хозяин дома князь Феликс Юсупов.

Так погиб Григорий Ефимович Распутин, священник, доверенное лицо царя, мастер спиритизма, сексуальный идол, который, очевидно, обладал и даром предсказания. В конечном счете, его предсказание о том, что царская династия будет существовать до тех пор, пока он жив, сбылось спустя несколько недель. В феврале 1917 года революция покончила с 300-летним господством Романовых.

То, как бродячему монаху из Сибири удалось стать одним из самых влиятельных людей России, издавна завораживало потомков. Лишь по случаю 100-летия со дня его смерти английский автор бестселлеров Саймон Себаг-Монтефиоре (Simon Sebag Montefiore) опубликовал в 2016 году свою книгу «Романовы. Блеск и падение царской династии», в которой описал карьеру Распутина. В то же время появилась монументальная биография «И затрясется Земля. Распутин и конец Романовых» американского историка Дугласа Смита (Douglas Smith). Теперь эта книга объемом в 900 страниц переведена на немецкий язык. Оба автора являются известными специалистами по России.

В то время как Монтефиоре при описании убийства Распутина в 1916 году опирается на мемуары Юсупова, Смит критически относится к этому источнику. Так, по его словам, князь, находясь позднее в эмиграции, привел две версии этого убийства. При этом речь шла о том, чтобы получить источник дохода для него и его семьи, оставшейся без средств. Он пытался также, по словам Смита, выдать это хладнокровное покушение за необходимый сверхчеловеческий акт: «В своей версии поединка Юсупов представлял себя в качестве архангела Михаила, который в Откровениях от Иоанна побеждает сатану. Его должны не судить, а прославлять».

ссылки по теме