Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Большая часть истории России была утеряна в жестокий XX век. Обычно люди ничего не знают о своих предках. Никто не хочет жить в деревне. Знания не передаются из поколения в поколение. Но сегодня все больше русских стремятся лучше изучить свое прошлое, как, например, Олеся и Александр Мазалецкие. Они воссоздают исторический облик деревни и развивают новый тип туризма.

Большая часть истории России была утеряна в жестокий для страны XX век. Сегодня все больше русских хотят лучше узнать свое прошлое, как, например, Олеся и Александр Мазалецкие. Они развивают новый тип туризма, который не сводится к демонстрации стереотипов.


«Давай, Паша, давай! Поиграем!»


Черный жеребец горделиво выгибает шею. Александр Мазалецкий пробегает несколько шагов, конь принимает вызов и пускается в галоп, описав широкий круг. Его грива развевается, глаза полны озорства. Лошадь и человек играют.


«Конечно, это мой конь. Но ему больше нравится мой муж», — говорит Олеся Мазалецкая, следя за тем, как ее муж и конь носятся по сухой прошлогодней траве как сумасшедшие.


Двор их фермы, где пасутся лошади, полон строительных материалов. Чуть подальше уже возвышаются два деревянных строения. Круглый дом представляет собой копию так называемого трактира, который в конце XIX века существовал в соседнем городе Рыбинске: простое кафе, где подавался чай с печеньем. Второй дом украшен искусной резьбой и росписью, которые повторяют украшения одного дома, исчезнувшего в 1940-х годах, когда неподалеку от Рыбинска устроили одно из самых больших в мире водохранилищ. Примерно 150 тысячам человек пришлось покинуть свои дома, когда более 600 деревень оказались под водой, уступив место огромному водоему.


Олеся и Александр сейчас разыскивают остатки села, исчезнувшего под массой воды. Неподалеку от Рыбинска они строят музей под открытым небом, скупая старые дома и собирая их заново на своем участке. Кроме того, они создают копии старых домов по фотографиям.


Еще шесть лет назад Олеся и Александр Мазалецкие были успешными юристами в Москве. Тогда у них родилась дочь Ангелина, и в качестве подарка жене Александр купил черного жеребца Пашу. Ему нужна была конюшня, и они нашли подходящую под Рыбинском, где стали проводить все больше времени.


«В конце концов мы решили переехать туда насовсем. Мы были совершенно очарованы людьми, которых там встречали, и тем, как много знаний осталось у пожилого поколения о жизни в России в прежние времена. В сельской местности, в глубинке, жизнь замерла практически на век. Люди еще умеют строить дома, как это делалось сто лет назад, и они очень много знают о ремеслах. Мы хотим сохранить эти знания», — говорит Олеся.


Так родилась идея построить сказочную деревню Тыгыдым. «Тыгыдым» — это русское звукоподражание для обозначения стука копыт скачущей галопом лошади, на такое название Олесю вдохновил ее конь. Это не чисто альтруистический проект, а бизнес-идея. Пара Мазалецких продала жилье и машину и все средства вложила в свое дело в туристической отрасли.


Деревня возводилась дважды. В первый раз — в Пошехонье, в 50 километрах к северу от Рыбинска. Музей имел большой успех, и пара Мазалецких получила несколько премий.


«Тогда начали вмешиваться власти. Они зарегистрировали наш участок в неправильном месте, на что мы указали еще до начала строительства. Муниципалитет пообещал позже это исправить. Когда у нас хорошо пошли дела, они передумали и заявили, что наше строительство незаконно», — рассказывает Олеся.


Дело закончилось тем, что они перенесли свой музей в Коприно на берегу Волги к западу от Рыбинска. К Новому году они откроются заново. Работа по улучшению музея идет непрерывно: чуть в стороне от основных зданий расположились старая пивоварня и двухсотлетний сарай на каменном основании. На участке пасутся две лошади, с десяток коз и стая гусей.


Олеся постепенно обустраивает участок, она много читает о русском XIX веке. Она взяла множество интервью у пожилых сельчан, чтобы точно соблюсти все детали.


«В России музеи такого рода часто представляют собой собрание клише. Медведи, балалайки и так далее. Там к истории относятся как к набору стереотипов. Я же хочу дать посетителям правдивую информацию, чтобы они действительно узнали о себе что-то новое», — говорит Олеся.


Российская экономика начала потихоньку расти, но уровень доходов в стране по-прежнему гораздо ниже, чем был в начале 2010-х годов. Для внутреннего туризма это благоприятно.


«Люди приезжают к нам вместо того, чтобы ехать за границу. В то же время постоянно растет интерес к нашей истории», — говорит Олеся.


Помимо этой работы, она сейчас собирается издавать книгу, основанную на беседах с пожилыми жителями сел неподалеку от Рыбинска и Ярославля.


«В России многие отрезаны от своей истории, обычно люди ничего не знают о своих предках. Никто не хочет жить в деревне. Все переезжают в город, лишь только предоставляется возможность, и чаще всего люди очень мало общаются со своими родителями, которые остались в деревне. Знания не передаются из поколения в поколение. Поэтому многие пожилые люди, с которыми мы беседуем, очень рады кому-то рассказать о своей жизни. Раньше их никто и не спрашивал».


Русская история ушла под воду


Рыбинское водохранилище начали строить в 1935 году. Работы закончились в 1947, и оно стало самым большим водохранилищем в мире. Примерно 150 тысячам местных жителей пришлось переехать, и исторический город Молога, основанный еще в XII веке, ушел под воду. Жители Мологи, их дети и внуки по-прежнему ежегодно 14 апреля проводят церковную службу на лодках около колокольни, верхушку которой до сих пор можно увидеть.