Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Православных экстремистов охватила ностальгия по царизму

Православные фанатики видят в последнем российском императоре Николае II святого мученика, которого убили «большевистские жиды». Причем их влияние сегодня заметно растет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Царебожники сегодня есть во всех монастырях. Уже понятно, что их много, они агрессивны, у них есть финансирование, есть пиарщики, и они будут препятствовать «Матильде» всеми способами, включая криминальные и насильственные. К ним также примешиваются дельцы и ностальгирующие по Российской Империи и СССР личности, готовые объединиться вокруг идеи национального величия.

4 сентября на улице еще темно, когда 39-летний механик Денис Мурашов садится за руль грузовика. На улицах Екатеринбурга (столица Урала и четвертая по величине агломерация в России) в этот час все еще пусто. Сзади у него лежат три баллона с газом и бочка с бензином. Этого вполне достаточно, чтобы подорвать его цель, большой кинокомплекс «Космос» в центре города. Мурашов недоволен тем, что там решили показать фильм «Матильда» Алексея Учителя, который он считает кощунственным по отношению к своему кумиру, последнему российскому императору Николаю II. Он считает, что такое оскорбление должно быть наказано. В 5:38 он направляет машину на вход кинотеатра, но она натыкается на колонну и останавливается, так и не взорвавшись. В приступе гнева он выходит и бросает туда зажигалку, после чего происходит долгожданный взрыв, по счастью, без жертв.


Этот теракт отнюдь не является чем-то исключительным в путинской России. Еще до выхода в национальный прокат картина Алексея Учителя о романе императора с балериной Матильдой Кшесинской спровоцировала целый ряд агрессивных акций в отношении кинотеатров, студии режиссера и бюро его адвоката в Москве. Многие россияне с удивлением узнали о существовании экстремистских групп, которые все больше горят желанием взять реванш с приближением столетия убийства царя и его семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, оказавшегося точкой в революции. Эта дата ставит власть в неудобное положение. «Среди части православных насилие в отношении инакомыслящих, которыми признается, прежде всего, светская часть общества, считается теперь вполне допустимым», — отмечает эксперт Сергей Чапнин. По его словам, «Денис Мурашов — типичный религиозный фанатик», которого «открыто поддерживает часть православного духовенства».


Екатеринбург, столица «царебожников»


Власти назвали екатеринбургского механика человеком с психическим расстройством. Как бы то ни было, его установленное впоследствии прошлое вызывает немало вопросов. В 2015 году он бросил жену и детей, чтобы объехать православные монастыри. Перед 4 сентября он весь день провел в Храме Всех Святых напротив кинотеатра. Это здание с позолоченными куполами возвышается над городским прудом. Его возвели в 2003 году на неслучайно выбранном месте: раньше там стоял дом Ипатьевых, где находилась в заключении царская семья перед расстрелом в июле 1918 года. Таким образом, именно здесь, у подножья Урала, лежит ключ к пониманию фанатиков царя.


В Екатеринбурге (Свердловск в СССР) их прозвали «царебожниками». С таким названием категорически не согласен отец Максим Миняйло, старший священник храма и глава отдела сотрудничества с казаками. «Это миф, который придумали для его дискредитации, — утверждает этот солидный бородатый мужчина 42 лет с собранными в хвост волосами. — Я знал Мурашова и видел его несколько раз. Разумеется, он поступил незаконно, но совершенно естественно, по-людски».


Чтобы понять, почему такие действия могут показаться «естественными» и «людскими», достаточно побыть какое-то время в церкви. С одной стороны, верующие склоняют голову до земли о время службы. С другой стороны, взгляду посетителя предстает необычное убранство: на стенах развешаны десятки фотографий, икон и текстов во славу царя. В буклетах перечислены достижения при его царствовании. На репродукциях он изображен верхом на коне и в образе главнокомандующего, что противоречит сложившейся у него репутации слабого лидера. Под одним из множества портретов красуется следующая цитата: «Россия возродится лишь тогда, когда в душе русского человека вновь появится алтарь для Бога и престол для Царя». Ее автор Иван Ильин (1883-1954) был антибольшевистски и антизападно настроенным философом, которого автор книги «В голове Владимира Путина» Мишель Эльчанинофф (Michel Eltchaninoff) называет одним из источников вдохновения российского лидера.


43 иска на «Матильду»


На одной из фотографий изображена комната, в которой были убиты Николай II, его супруга Александра, царевич Алексей, четыре его сестры и три собрата по несчастью. Подпись под снимком гласит: «Ритуальное убийство». Тут все не просто так: для «царебожники» расстрел стал делом рук евреев с их «дьявольскими» жертвенными практиками. Эти старые антисемитские обвинения в прошлом становились причиной погромов. Почти век спустя организаторы выставки говорят о некой «кабалистической символике», которая была найдена на месте событий. Кроме того, они выражают сомнения по поводу отречения царя. С такими идеями выступает 37-летняя Наталья Поклонская, депутат партии власти «Единая Россия» и лидер движения противников «Матильды». Бывший прокурор аннексированного у Украины Крыма не постеснялась заявить, что бюст императора стал мироточить. Кроме того, она подала 43 иска на вызвавший полемику фильм. С благословения ее духовника и наставника отца Сергия.


Нужно сказать, что этот 62-летний мужчина выглядит достаточно странно. На немногих имеющихся фотографиях на публике он носит схиму, то есть черную робу с серебряной вышивкой, которую носили решившие отдалиться от людей и приблизиться к Богу монахи. Его настоящее имя — Николай Романов (нарочно не придумаешь), и он провел 13 лет в колонии в Нижнем Тагиле за совершенное в 1980-х годах убийство, как пишет «Московский комсомолец». Считается, что сегодня он пользуется большим влиянием среди экстремистов. О том, как он стал священником, известно мало, однако он часто ходил в Ганину Яму. Там находятся семь церквей, и были найдены останки членов царской семьи. В 2002 году отец Сергий отправился туда, и основал в нескольких километрах к северу женский монастырь.


«Отец Сергий очень любит царя»


Это расположенное посреди прекрасных сосен и берез место сейчас активно расширяется. У трех церквей идет строительство нового собора. Тут живут монахини, которые носят апостольник (черная вуаль скрывает шею, волосы и плечи, оставляя лишь лицо) и скуфью (черная шапочка конической формы). Вокруг бегают дети. У входа висит предупреждающая надпись: «Службы проводятся каждый день с особыми молитвами для испытывающих духовные страдания. Присутствие каждого должно быть утверждено игуменом Сергием». При этом его имя даже не значится в официальном реестре монастыря…


Наше прибытие становится неожиданностью для матери-настоятельницы, которая все же любезно встречает нас и приглашает в столовую отведать местных блюд в окружении портретов царя. Добиться большего у нас не выходит. Она безо всякого смущения заявляет нам, что «отец Сергий не дает интервью». Не рассказывает она и о числе живущих тут монахинь. «Знаете, он принимает всех, детей, больных. И он очень любит царя».


Движение «царебожники» возникло в 1930-х годах в обескровленном тогда православии и отстаивает точку зрения об спасительной роли императора, который искупил грехи русского народа, приняв смерть от «большевистских жидов». В 2000 году церковь признала царя мучеником, и здесь его считают святым. «Не может быть святой смерти без святой жизни, — настаивает отец Миняйло. — Он был лучшим лидером нашей родины. Вспомните о построенных школах и больницах, о росте ВВП… Да, лично я верю в ритуальное убийство».


Многочисленная и агрессивная группа


Как пишет «Новая газета», царебожники сегодня есть во всех монастырях. О том же пишет и Юлия Калинина в «Московском комсомольце»: «До скандала с «Матильдой» царебожники воспринимались иерархами РПЦ как заблудшие, но безобидные прихожане. (…) Сейчас (…) царебожники не кажутся безобидными. Уже понятно, что их много, они агрессивны, у них есть финансирование, есть пиарщики, и они будут препятствовать «Матильде» всеми способами, включая криминальные и насильственные, действуя при этом в нормах своих религиозных представлений». Но откуда они берут финансы? Сергей Чапнин говорит о щедрых пожертвованиях православных из ФСБ (наследница КГБ). «Знаю, это странно, но таковы факты, — вздыхает он. — Причем подобная смесь советизма с православием крайне взрывоопасна».


К ним также примешиваются дельцы и ностальгирующие по Российской Империи и СССР личности, готовые объединиться вокруг идеи национального величия. «Идеальным вариантом было бы монархическое государство с сильной верой в границах СССР», — заявил некоторое время назад Александр Калинин из группы «Христианское государство», явная отсылка к ИГ (организация запрещена в РФ — прим.ред.). Живущий в Липецке (400 км к югу от Москвы) Калинин неоднократно угрожал кинотеатрам. Ему тоже довелось провести несколько лет за решеткой за убийство.


17 июля 2018 года, на столетие гибели царской семьи, в Екатеринбурге должна состояться огромная процессия с участием главы РПЦ патриарха Кирилла. В «Космосе» же не отказались от планов на показ «Матильды». Расположенный поблизости Ельцин-центр даже направил приглашение режиссеру Алексею Учителю. Это стало очередной провокацией в глазах царебожников, которые не забыли, что Ельцин в бытность губернатором Свердловска распорядился снести в 1975 году дом Ипатьева в соответствии с решением главы КГБ Юрия Андропова. «Мы сами не планируем никаких мероприятий, поскольку в обществе существует раскол насчет революции и образа царя», — осторожно говорит мэр города Евгений Ройзман.


Кремль же хотя и поддерживает религиозные чувства и патриотизм (они призваны нести идею величия России), все же осознает угрозу и пытается потушить пожар. Мурашов был задержан, как и Калинин. Что касается исков Поклонской, ни один из них не увенчался успехом. «Государство только начинает понимать, что это не клоуны, и что они на самом деле способны на насилие», — считает адвокат Учителя Константин Добрынин. Патриарх Кирилл в свою очередь официально так и не осудил выходки верующих.