Можно ли изменить траекторию астероидов, чтобы избежать столкновения с Землей?

© Фото : NASA/JPL-CaltechТак художник изображает столкновение двух небесных тел
Так художник изображает столкновение двух небесных тел
В четверг, 12 октября, астероид 2012 TC4 пролетит над Землей на расстоянии всего около 40-50 тысяч километров. Объект будет находиться в семь-восемь раз ближе к Земле, чем Луна, но риск столкновения является минимальным. Сильвен Буле (Sylvain Bouley), планетолог из Парижской обсерватории в интервью «La Croix» рассказывает об угрозах астероидов.

La Croix : Каков риск столкновения астероида с Землей?

Сильвен Буле: Не существует ни малейшей угрозы столкновения астероида 2012 TC4, который должен пролететь на близком расстоянии с Землей в этот четверг. Этот объект диаметром около двадцати метров был обнаружен в 2012 году, и с тех пор мы наблюдаем за его орбитой. Однако когда я в последний раз давал такие же прогнозы 15 февраля 2013 года о другом астероиде, фактически не представляющем риска, другой неопознанный объект взорвался в тот же день в Челябинске в России. От ударной волны, разбившей окна и витрины, пострадали тысячи людей.

Два или три раза в столетие Земля сталкивается с объектами диаметром около двадцати метров, достаточным для того, чтобы образовался кратер. Но эти падения чаще всего происходят в пустынных местах или океанах. На территорию Франции ежегодно падает около пяти метеоритов очень маленьких размеров. Большинство из них так и не были найдены: в XX веке было обнаружено только девять из 500 возможных!

— Какой ущерб могут нанести метеориты?

— Если объект будет миллиметровых размеров, он сгорит в атмосфере и превратится в падающую звезду, не представляющую никакой опасности. Если размер небесного тела будет составлять от 10 до 20 см в диаметре, он распадется на части в атмосфере. Падение осколков замедлится и у камней упавших на Землю не будет достаточной энергии для образования кратера. Образование кратеров происходит гораздо реже, чем падение метеоритов.

Небесные тела, размер которых превышает 10 метров в диаметре, имеют достаточную массу для того чтобы пройти через атмосферу и сформировать ударный кратер. Метеорит, размером около 20 метров в диаметре, образовывает кратер от 300 до 400 метров, в зависимости от скорости падения и состава горной породы. Если метеорит достигает километра в диаметре, ущерб от его падения будет измеряться в масштабах страны.

— НАСА планирует в 2022 году запустить ракету, чтобы попытаться изменить траекторию астероида…

— Этот проект называется DART и является частью более широкой программы. Суть проекта заключается в том, чтобы взорвать ракету на поверхности Didymoon, астероида размером 170 метров, близнеца еще большего астероида Didymos. Даже если этот удар отклонит астероид всего на несколько миллиметров, со временем эта разница увеличится и изменит траекторию. Это предполагает сбор средств и создание ракет перехватчиков. Для этого нам необходимо сначала усовершенствовать системы обнаружения. На сегодняшний день нам хорошо известны астероиды размером более 1 километра в диаметре, но мы практически ничего не знаем о тех, чьи размеры составляют несколько метров.

— Существуют ли другие способы по изменению траектории астероидов?

— Ракетный удар — самый простой способ, поскольку самый изученный. Но чтобы не дошло до взрыва атомной бомбы, как в фильме «Армагеддон», есть и другие возможности. Например — использовать «гравитационный трактор»: либо зонд «посадят» на астероид, и он будет толкать его при помощи мощного мотора, либо зонд зависнет около астероида, и его притяжение будет влиять на траекторию небесного тела.

Существует еще один шуточный, но неглупый способ: распылить красящее вещество по поверхности астероида, чтобы изменить его цвет. Ибо траектория астероида зависит, помимо всего прочего, от того, как он вращается вокруг своей оси, а последнее зависит от альбедо, отражающей силы поверхности. Грубо говоря, «перекраска» астероида в черный или белый цвет позволит изменить его траекторию.