Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай превращается в космическую сверхдержаву: создание собственной станции и программа пилотируемого полета на Марс

© AFP 2016Старт ракеты-носителя "Чанчжэн-2F" с космодрома Цзюцюань в провинции Ганьсу, КНР. 15 сентября 2016
Старт ракеты-носителя Чанчжэн-2F с космодрома Цзюцюань в провинции Ганьсу, КНР. 15 сентября 2016
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китайские космические разработки идут стремительными темпами. Скоро на Землю вернется корабль «Шэньчжоу-11» с двумя космонавтами на борту, запущенный 17 октября. В начале этого месяца КНР успешно запустила самую большую в мире ракету нового образца. А в 2020 году она планирует начать эксплуатацию собственной космической станции. Хватит ли у Китая технологического багажа и опыта?

Китайские космические разработки идут стремительными темпами. Космический корабль «Шэньчжоу-11», запущенный 17 октября, в этом месяце должен вернуться на Землю с двумя космонавтами на борту. В начале этого месяца Китай также успешно запустил самую большую в мире ракету нового образца. Китай не присоединился к программе Международной космической станции (МКС), в которой участвуют Япония, США и другие страны. Он стремится к тому, чтобы уже в 2020 году начать эксплуатацию собственной космической станции. Хватит ли у Китая технологического багажа и опыта?

Через два дня после запуска «Шэньчжоу-11» к кораблю успешно пристыковался космический аппарат «Тяньгун-2». Два космонавта находились в космосе примерно 30 дней. В ближайшие дни они вернутся на Землю. Это самое длительное пребывание китайских космонавтов в космосе. Всего в космических полетах участвовали уже 14 китайских космонавтов.


«2016 год стал для Китая начальным годом стремительного развития», — считает сотрудник Организации развития научных технологий Тэрухиса Цудзино (Teruhisa Tsujino), хорошо знакомый с китайскими космическими разработками. Дело в том, что инфраструктура, на которую опираются эти разработки, стремительно развивается.

В июне прошел успешный запуск с четвертого ракетодрома. Для запущенной ракеты «Чанчжэн-7» было использовано топливо на основе керосина, которое содержит небольшое количество вредных веществ.

3 ноября была успешно запущена ракета «Чанчжэн-5», которая по размерам уступает только американской «Дельта-4 Хеви». Диаметр ракеты составляет пять метров. Она может вывести на орбиту спутник весом 23 тонны. Также она способна долететь до Луны.

Китайские космические разработки стартовали в 1950-х годах. В 1970-е годы Китай стал пятой страной, запустившей спутник. В 2003 году — третьей страной, отправившей человека в космос. За последние 20 лет Китай научился запускать пилотируемые корабли и состыковывать различные модули, а также разработал исследовательские станции.

В 2011 году КНР стала запускать ракеты чаще, чем США. В 2012 году количество запускаемых спутников превысило российские запуски. В этом году Китай запланировал 26 запусков. В период до сентября он уже запустил 14 спутников. Таким образом, КНР вышла на один уровень с США (16 запусков) и Россией (14 запусков). До 2015 года Китай запустил всего 230 ракет. 94,3% запусков были успешными. По количеству запусков Китай вышел на четвертое место. По показателю успешности — на второе место после Европы.

Почему же китайские разработки идут без осечек? Отмечает г-н Цудзино: «В условиях авторитарного правления Коммунистической партии китайские космические разработки крайне эффективны». Во-первых, государство четко обозначает долгосрочные цели. Китайские научные организации, находящиеся под непосредственным контролем правительства, рассчитывают отправить космонавтов на Луну не позднее 2030 года, на Марс — к 2050 году.

Кроме того, Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) каждые пять лет представляет Государственному совету КНР программу развития инфраструктуры до 2025 года.

Еще одна причина успеха Китая — в том, что финансы и кадры предоставляет армия. Бюджет на производство космического корабля составляет десять миллиардов йен, ракеты — пять миллиардов йен. С первого взгляда может показаться, что это не очень дорого, однако существуют и другие расходы: мобилизация военных, перевозка на военных грузовиках и так далее.

Можно сказать, что в результате разработок, которые проходили при поддержке государства и армии, Китаю удалось добиться баланса между расходами и эффективностью, а также обойтись без привлечения других государств.

Особое внимание следует уделить проекту исследования Луны. В 2030 году Китай планирует отправить на Луну космонавтов. В 2018 году он намерен запустить на Луну автоматическую межпланетную станцию «Чанъэ-4», которая должна прилуниться на обратной стороне естественного спутника Земли. До Китая этого не делал никто. «Чанъэ-4» также попытается привезти с Луны образцы почвы. Если этот проект увенчается успехом, то возникнут перспективы для того, чтобы через 60 лет после программы «Аполлон» человек вновь побывал на Луне.

При этом, чтобы прийти к этой цели, Китаю необходимо увеличивать точность работы и совершенствовать другие области. Если КНР будет применять жидкий водород и другие безвредные материалы в качестве ракетного топлива, как это делают Япония, США и европейские страны, то ее технологии будут пользоваться большим доверием. В августе СМИ сообщили о неудачном запуске ракеты «Чанчжэн-4С», которая должна была вывести на орбиту спутник для исследования Земли. По словам г-на Цудзино, Китаю пока не хватает опыта.

Несмотря на стремительные темпы развития, подобные технологии уже давно используются на Западе. По дизайну китайские ракеты похожи на российские «Союзы». Что касается пилотируемого полета на Луну, то США уже сделали это 50 лет назад. О настоящих способностях Китая можно будет судить только по тому, сможет ли он реализовать собственными силами проекты в таких неизведанных сферах, как исследования Марса.