Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризис по соседству

© AP Photo / Mindaugas KulbisДональд Туск, Жан-Клод Юнкер, Петр Порошенко и Лаймдота Страуюма на саммите Восточного партнерства в Риге
Дональд Туск, Жан-Клод Юнкер, Петр Порошенко и Лаймдота Страуюма на саммите Восточного партнерства в Риге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему Европейский союз не смог обеспечить мир и благосостояние при помощи проекта «Восточное партнерство»? Во-первых, ЕС недооценил близость бывших советских республик с Россией и зависимость от нее. Во-вторых, элиты Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии, Украины и Белоруссии не заинтересованы в свободной и честной политической конкуренции, хотя и диктатурами их не назовешь.

Почему Европейский союз не смог долгосрочно обеспечить мир и благосостояние при помощи проекта «Восточное партнерство»?


Когда Европейский союз в 2008 году создал проект «Восточное партнерство» с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдавией, Украиной и Белоруссией, были велики надежды на политическую трансформацию. Однако пока что ни в одной из стран партнерство с ЕС в долгосрочной перспективе не способствовало миру, благосостоянию и стабильности. В исследовательском проекте Свободного университета Берлина под руководством политолога Тани Бёрцель (Tanja Börzel) ученые ищут возможные причины такого развития. Кроме того, они задают вопрос, какие возможности существуют для достижения целей в будущем.


Проект «ЕU-STRAT — ЕС и страны Восточного партнерства. Внутренний анализ и стратегическая экспертиза» создан при международном сотрудничестве одиннадцати университетов и исследовательских центров. В их число входят партнеры из ЕС, Швейцарии, Молдавии, Украины и Белоруссии. Доктор политических наук Эстер Адеммер (Esther Ademmer) из Института имени Отто Зура Свободного университета Берлина является координатором проекта по научной части.


ЕС недооценил близость бывших советских республик с Россией


ЕС недооценил близость бывших советских республик с Россией, говорит Эстер Адеммер. «Насколько велик интерес к хорошим отношениям с ЕС, настолько же Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия — хотя и в разной степени — заинтересованы в хороших отношениях с Россией». Государства зачастую в экономическом плане зависят от большого соседа, но также и тесно связаны с другими странами, среди которых — Турция и США.


«В предыдущих анализах роль ЕС была переоценена, — говорит политолог. — Наша задача — рассмотреть перспективы отдельных государств». К этому относится и общий анализ экономической и политической системы. «Мы хотим знать, какими стимулами обладают элиты внутри стран для реализации политических реформ».


Отправной точкой стало исследование американского экономиста Дугласа Норта (Douglas North). Он поводит различие между системами с «ограниченным доступом», когда политические элиты контролируют экономику, и «открытым доступом», где доминирует политическая и экономическая конкуренция. Первое, как правило, относится к развивающимся странам, в то время как последнее касается развитых стран западного мира. Норт описывает два полюса. Участники проекта ЕU-STRAT пытаются классифицировать область, находящуюся между ними. «Цель — лучше описать системы стран Евразии, которые находятся между системами с ограниченным доступом и открытым доступом», — говорит Адеммер.


«Элиты не заинтересованы в свободных и честных выборах»


В рассматриваемых странах хотя формально и существует конкуренция, однако де-факто она есть лишь в ограниченном виде, говорит исследователь: «Элиты этих стран не заинтересованы в свободных и честных выборах». Но их нельзя приравнивать к диктатурам, в которых изменения практически исключены.


«Мы хотим проанализировать, кто из них — игрок, который в странах „Восточного партнерства" мог бы выступить в поддержку политической конкуренции, и как таких игроков можно укрепить», — говорит Адеммер. Речь идет о том, что нужно понять не только ситуацию в этих странах, но и проанализировать возможности воздействия со стороны ЕС. Это касается как политики, так и экономики.


При этом необходимо конкретно проанализировать, как можно устранить коррупцию или монополизацию и превратить олигархические формы экономики в честную конкуренцию. «Мы хотим понять, где находятся те точки влияния для развития в этих странах систем открытого доступа, — говорит Адеммер. — Однако для этого, конечно, необходима и политическая воля».