Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военные новости: подводный флот Китая. Осень 2017

Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 49 (174).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Флотилия подводных лодок военно-морских сил Китая в Южно-Китайском море в этом месяце впервые пополнилась поисково-спасательным отрядом. Это второе подразделение такого рода в ВМС Китая. Появление нового подразделения связывают как со все более увеличивающейся активностью Китая в южных водах в районах спорных островов, так и с увеличением числа китайских подводных лодок в регионе.

Флотилия подводных лодок военно-морских сил Китая в Южно-Китайском море в этом месяце впервые пополнилась поисково-спасательным отрядом. Это второе подразделение такого рода в ВМС Китая. До этого подобный отряд был создан в 2011 году на Северном флоте, но он выполнял операции в интересах всех ВМС, на что у него с трудом хватало сил. Появление нового подразделения, которое прозвали «подводной скорой помощью», связывают со все более увеличивающейся активностью Китая в южных водах в районах спорных островов и с увеличением числа китайских подводных лодок в регионе. Отряд призван оказывать помощь подводным лодкам в море в случае аварий и неполадок, проводить спасение экипажей и самые простые ремонтные работы.


Китайские военные с одной стороны говорят, что с ростом подводных флотов других стран в регионе растет и риск аварий для субмарин, с другой стороны не скрывают, что новый отряд теперь позволит действовать ВМС Китая на более дальних расстояниях в Тихом и Индийском океанах и что он просто является насущной необходимостью в случае военных действий.


В сентябре в Китае в военно-морские силы передали и новую атомную подводную лодку, вооруженную межконтинентальными баллистическими ракетами. Об этом отчиталась крупнейшая судостроительная компания Китая China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC). Класс лодки не уточняется, но скорее всего это подлодка проектов 093 или 094. Лодка проекта 094 способна нести до 12 межконтинентальных баллистических ракет JL-2. Хотя существуют и предположения, что это может быть и новейшая лодка проекта 096. Американские военные эксперты считают, что современные лодки проекта 096 будут введены в строй не ранее чем в 2020-х, но ряд китайских аналитиков сообщают, что создание новых субмарин может идти ускоренными темпами. Министерство обороны Китая не стало комментировать информацию о вводе в состав флота новой атомной подводной лодки.


Лондонский Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) опубликовал свой краткий обзор подводного флота Китая. По данным института, Китай обладает четырьмя атомными лодками проекта 094 («Цзинь»), вооруженными межконтинентальными баллистическими ракетами (а с учетом предыдущей новости, то, возможно, уже пятью лодками этого проекта), тремя атомными лодками проекта 091 («Хань»), двумя атомными лодками проекта 093 («Шань-I») и четырьмя атомными лодками 093А («Шань-II»), вооруженными крылатыми ракетами. Институт, ссылаясь на Пентагон, сообщает, что до 2020 года Китай вряд ли введет в строй еще хоть одну новую атомную подводную лодку. Лодки «Хань» будут постепенно заменены на субмарины «Шань-II» и выведены из состава подводного флота Китая, но это объясняется даже не столько устаревшей техникой, а недостатком квалифицированных моряков-подводников, чтобы оставить одновременно лодки обоих проектов в строю.


Что касается дизель-электрических подводных лодок, то каждый флот ВМС Китая (Северный, Восточный и Южный) оперирует двумя флотилиями подводных лодок по восемь лодок в каждой. Для постоянного поддержания такой оперативной и боевой способности ВМС Китая обладают 54 лодками. Сегодня в ВМС Китая стремятся модернизировать подводный флот и ввести в строй современные подводные лодки взамен устаревающих, а не наращивать общее число лодок, тем более что у Китая не хватит на значительное увеличение ни подготовленных экипажей, ни мест базирования.


По данным Международного института стратегических исследований, сегодня состав подводных флотилий представляет из себя следующее:

 

Северный флот — 8 лодок проекта 039 («Сун»), 3-4 лодки проекта 039В («Юань») и 3-5 лодок проекта 035 («Мин»).


Восточный флот — 8-9 лодок проекта 039А/В («Юань») и 8 проекта 877 (экспортный вариант российской лодки проекта 636 «Варшавянка»).


Южный флот — 8 лодок проекта 035 («Мин»), 4 лодки проекта 039 («Сун») и 4 лодки проекта 877 (экспортный вариант российской лодки проекта 636 «Варшавянка»).


Судостроительная индустрия Китая способна производить до трех лодок проекта 039А/В («Юань») в год. К 2020 году ожидается, что в строю будут 20 субмарин этого класса. Общее число всех боеспособных лодок в Китае к этому году составит 58 единиц.


Издание The National Interest отмечает, что атомные подводные лодки следующего проекта 096 («Тан») будут вооружены 24 межконтинентальными баллистическими ракетами с дальностью действия до 10 тысяч километров, что позволит Китаю поражать цели на территории США, совершая запуски рядом со своим побережьем. Издание рассуждает, какую стратегию использования подлодок выберет Китай: советскую стратегию или американскую. «Советская» стратегия (американцы называют ее «бастион») подразумевает, что атомные ракетоносцы будут надежно защищены самым различными средствами для «боевой устойчивости», иметь мощные укрытия, базы, поддерживаться остальным флотом. По мнению американцев, это обуславливается тем, что шумные советские подводные лодки могли быть легко найдены и уничтожены в океане, поэтому требовали большей защиты. Концепция создания «Северного стратегического бастиона», кстати, была действительно разработана, но уже в 1996 году Министерством обороны России и озвучено в 1998 году. «Американская» же стратегия подразумевает, что новые атомные лодки Китая будут технологически более совершенными и малошумными, а значит смогут уходить на длительный срок в автономное плавание для патрулирования вод мирового океана.


Надо отметить, что китайские подлодки уже широко осваивают водный мир. К примеру, в сентябре, возвращаясь с патрулирования в Аденском заливе, китайская подводная лодка посетила Малайзию, что стало вторым визитом ВМС Китая в эту страну за 2017 год. С точки зрения расширения военно-морского присутствия одним из главных достижений ВМС Китая можно считать открытие первой зарубежной военно-морской базы в Джибути. По официальной версии база понадобится для снабжения и обслуживания китайских кораблей, которые борются с пиратами в Аденском заливе. Китай постоянно на ротационной основе держит там около пяти кораблей и одну подводную лодку. По данным индийских ВМС, которые этот мини-флот откровенно нервирует, Пекин использует Аденский залив как полигон для обучения своих моряков. При этом особо отмечается активность китайских подводных лодок, чьи экипажи знакомятся с Индийским океаном, собирают информацию об операционной среде, условиях судоходства и действиях ВМС других стран.


В октябре западные эксперты отметили и появившиеся фотографии возможного испытательного запуска дозвуковой/сверхзвуковой тактической крылатой противокорабельной ракеты YJ-18 с подводной лодки. Современная YJ-18 — это модификация российской системы «Калибр», но есть мнения, что китайская ракета имеет ряд преимуществ, включая дальность действия в 400-500 километров. По данным China Space News, ракета поставила рекорды по высоте полета над морем (летит низко над водой, что затрудняет ее пеленг), по глубине запуска и поражающей мощности. Модифицированная YJ-18 для подводных лодок также стала первой в истории Китая ракетой, двигатели которой стартуют под водой и позволяют контролировать траекторию ракеты до ее выхода на поверхность.


Стоит отметить, что сегодня Китай не только развивает свой подводный флот но также занялся и экспортом военных субмарин. В октябре пришло подтверждение, что Пакистан будет придерживаться соглашения о закупке у Китая восьми подводных лодок на сумму от четырех до пяти миллиардов долларов. Первые четыре лодки должны быть поставлены к 2023 году, а еще четыре будут собраны уже в Карачи к 2028 году. Аналитики считают, что речь идет об экспортном варианте дизель-электрической лодки проекта 039/041 («Юань»). В этом же году Бангладеш ввел в строй две подводные лодки, закупленные у Китая. Таиланд тоже присматривается к китайским субмаринам еще с весны.