Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военные новости: США против Китая — разминка в преддверии торговой войны?

Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 4 (189).

© AP PhotoКонвейер на заводе по производству китайского пассажирского самолета С919 в Шанхае
Конвейер на заводе по производству китайского пассажирского самолета С919 в Шанхае
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Трамп недоволен дефицитом США в торговле с Китаем и считает ситуацию неприемлемой. 30 января президент США должен в ходе своего послания конгрессу рассказать, какие меры он планирует принять. Пока речь шла о наложении крупного штрафа на китайские компании за кражу интеллектуальной собственности. Трамп надеется, что до торговой войны не дойдет, но «если начнется, то начнется», сказал он.

В начале этого года в США запретили сделку по приобретению «МаниГрэм» (MoneyGram) китайским миллиардером Джеком Ма через его компанию «Энт Файнэншл» (Ant Financial Services Group)за 1,2 млрд долларов. Комитет по иностранным инвестициям наложил вето на покупку по соображениям безопасности, хотя о планах китайцев было известно еще в апреле прошлого года. После отмены сделки «Энт Файнэншл» будет все равно вынуждена заплатить «МаниГрэм» 30 миллионов долларов за срыв соглашений. В сентябре Дональд Трамп не допустил покупку за 1,3 миллиарда долларов производителя полупроводниковых элементов «Латис Семикондактор» (Lattice Semiconductor) компанией «Каньон Бридж Кэпитал Партнерс» (Canyon Bridge Capital Partners), которая через Фонд венчурного капитала Китая (China Venture Capital Fund) финансируется правительством Китая.


В январе компания «Эй-Ти-энд-Ти» (AT&T) неожиданно отказалась продавать смартфоны «Хуавей» (Huawei), формально «подозревая», что китайцы смогут шпионить за пользователями своей продукции. Как сообщает «Рейтер» (Reuters), американские законодатели хотят, чтобы «Эй-Ти-энд-Ти» вообще отказалась от сотрудничества с китайской компанией. Также с 2011 года все еще ждет разрешения для выхода на рынок США китайская телекоммуникационная компания «Чайна Мобайл» (China Mobile). Законодатели неофициально предупреждают, что любые американские компании, которые имеют дела с «Хуавей» и «Чайна Мобайл», не смогут в будущем расcчитывать на какие-либо контракты с государственными заказчиками.


Все это происходит на фоне резких высказываний Трампа о торговых отношениях США с Китаем. Трамп недоволен торговым дефицитом США и считает ситуацию неприемлемой. 30 января президент США должен в ходе своего послания конгрессу рассказать, какие меры он планирует принять. Пока речь шла о наложении крупного штрафа на китайские компании за кражу интеллектуальной собственности. Трамп надеется, что до торговой войны не дойдет, но «если начнется, то начнется», — сказал он.


Второй вероятный шаг — это тарифы на импорт стали и алюминия из Китая. Министерство торговли США представило Трампу свой отчет о последствиях импорта стали для национальной безопасности. У президента есть 90 дней на принятие решения по этому вопросу.


Что касается импорта алюминия, то здесь администрация Трампа пошла на редкий шаг, самостоятельно инициировав расследование последствий импорта из Китая, в то время как ни одна американская алюминиевая компания не жаловалась на китайских конкурентов. Все это говорит скорее о политической подоплеке происходящего, а не о реальной экономической угрозе. Законодательство Штатов позволит Трампу без одобрения конгресса вводить пошлины на основании заботы о «национальной безопасности».


В понедельник Трамп принял решение о 30% пошлине на импорт солнечных панелей. 30% будут взыматься во время первого года, а затем в течение четырех лет пошлина понизится до 15%. По сути, США и Китай ведут «торговую войну» по этому товару еще с 2012 года, когда США ввели пошлины, считая, что китайцы демпингуют и продают панели ниже себестоимости. Китай в ответ ввел пошлины на ввозимый из США поликристаллический кремний для производства этих панелей. За пять лет США собрали на пошлинах около 1,5 миллиарда долларов. При этом, надо отметить справедливости ради, китайские панели, по данным «Блумберг» (Bloomberg), занимают лишь 8% рынка США, а основной импорт этой продукции идет из других стран Азии.


Китай, безусловно, не останется в долгу и будет принимать ответные меры.


В конце прошлого года Поднебесная уже потребовала от США, чтобы все поставки сои в Китай содержали не более 1% сорняков и посторонних примесей. Поставки, которые сертифицированы как удовлетворяющие это требование, будут проверяться китайскими инспекторами, а все, что будет содержать более 1% мусора, надо будет прочищать. Это будет стоить американцам денег и времени. Любопытно, что для поставок сои из Бразилии Китай не выдвигает таких требований. Общий объем поставок сои из США в Китай начал сокращаться, а из Бразилии — наращивается.


В июле прошлого года Китай также решил отказаться от принятия мусора, в том числе и из США и Европы, на переработку. С 1 января этого года запрет вступил в силу. Китай больше не берет 24 категории твердого мусора, включая пластик, бумагу, текстиль. В 2016 году США поставили в Китай отходов на 5,2 миллиарда долларов. На первый взгляд, это не самая большая цифра и потеря этих доходов не сильно отразится на экономике, но здесь возникают временные проблемы другого рода. Запрет уже сказывается на американских производителях, которые вынуждены складировать обычно отправляемые в Китай отходы и терять деньги или сворачивать производства, чтобы эти отходы просто не появлялись. Как быстро Штаты найдут новые страны и мощности для своего мусора и каков будет совокупный финансовый урон — пока под вопросом. В Китае мусороперерабатывающие компании, которые импортировали сырье, тоже испытывают трудности, но ожидается, что все это в итоге приведет к повышению эффективности мусороперерабатывающей отрасли страны и переходу на работу с местным китайским мусором.


Другой возможный шаг Пекина — это отказ от покупки Китаем самолетов «Боинг» (Boeing). В ходе своего визита в Китай осенью прошлого года Трамп объявил, что «Боинг» продаст китайцам 300 самолетов на общую сумму в 37 миллиардов долларов. В случае обострения торговых отношений Пекин может пересмотреть сделку в пользу закупок самолетов у «Эйрбас» (Airbus) и сконцентрироваться на создании дешевых собственных пассажирских самолетов, таких как C919, или на совместном с Россией проекте CR 929.


В январе китайское рейтинговое агентство «Дагон Глобал Кредит Рейтинг» (Dagong Global Credit Rating) понизило суверенные кредитные рейтинги США в национальной и иностранной валюте с А- до BBB+ с негативным прогнозом. В пресс-релизе агентства уточняется, что рост ВВП США будет замедляться, а возрастающая зависимость от долговой модели экономического развития продолжит подрывать платежеспособность американского правительства. Сокращение налоговых ставок в США также не добавляет оптимизма. Китайское рейтинговое агентство заработало в 2013 году и позиционирует себя как альтернативное «большой тройке» «Фитч Рейтинг» (Fitch Ratings), «Стандэрт анд Пур'с» (Standard & Poor's) и Мудис (Moody's).


За неделю до этого «Блумберг» сообщал, что китайские официальные лица в ходе оценки зарубежных активов страны рекомендовали замедлить или остановить покупку американских казначейских бумаг. Через некоторое время Государственное управление по валютному контролю Китая опровергло эту информацию, но инвесторы пережили не самые приятные моменты в жизни.


И, наконец, «Саут Чайна Морнинг Пост» (South China Morning Post) опубликовала материал о важности китайских туристов для США. По подсчетам издания, каждый упущенный американцами миллион туристов из Поднебесной лишает экономику Штатов 11 миллиардов долларов, и влияет на занятость 8,6 миллионов американцев, чей доход напрямую зависит от туризма. В 2016 году США посетило три миллиона туристов из Китая, которые оставили в стране 33 миллиарда долларов. Туристический поток в США снижается в целом. Это уже привело к тому, что Испания сместила США и стала второй самой популярной страной для туристов после Франции. По прогнозам, в 2022 году Китай даст миру 200 миллионов международных туристов. Торговая война и обострение отношений с США направит этот огромный поток в другие страны и американцы потеряют аппетитный кусок туристического рынка.