Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Польские дальнобойщики перекрыли границу с Украиной. ЕС больше не может игнорировать это “крестьянское восстание”

UnHerd: Евросоюз не может игнорировать "крестьянское восстание" в Польше

© AFP 2023 / WOJTEK RADWANSKIПольские полицейские стоят рядом с очередью грузовиков, заблокировавших доступ к польско-украинскому пограничному переходу в Дорогуске, Польша, 6 ноября 2023 года в знак протеста против "недобросовестной" конкуренции
Польские полицейские стоят рядом с очередью грузовиков, заблокировавших доступ к польско-украинскому пограничному переходу в Дорогуске, Польша, 6 ноября 2023 года в знак протеста против недобросовестной конкуренции - ИноСМИ, 1920, 30.11.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польские дальнобойщики заблокировали границу с Украиной, пишет UnHerd. Недовольство перевозчиков вызвало зерно из Незалежной, наводнившее европейские рынки. Протест поддержали также фермеры из движения “Деревня, которую предали”. Брюссель не может просто отмахнуться от происходящего, отмечается в статье.
Анна Ричардс (Anna Richards)
Польские дальнобойщики перекрыли украинскую границу в знак протеста против украинского зерна, наводнившего рынок ЕС и обрушившего цены. Верховный надзорный орган Польши сообщает, что цены на зерно в Польше за последние полтора года упали вдвое, а это означает, что за сбор урожая фермерам теперь приходится платить из своего кармана.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Украина может предложить цену ниже, потому что платит меньше водителям, собирает более щадящие налоги и не связана Пакетом мобильности ЕС, который требует, чтобы дальнобойщики возвращались домой для отдыха минимум на 45 часов раз в четыре недели. Это должно насторожить и другие страны ЕС — например, Нидерланды, где после забастовки дальнобойщиков 2021 года был заключен более эффективный коллективный трудовой договор. Украинские же водители такими соглашениями не связаны, и ЕС об этом, по-видимому, хорошо осведомлен.
После решения ЕС отменить украинские квоты польские и украинские грузовики теперь стоят в одних и тех же очередях для въезда в шенгенскую зону, причем демонстранты утверждают, что украинская сторона пропускает выезжающие украинские грузовики впереди возвращающихся европейских — таким образом польские перевозчики несут расходы в ожидании. Польские дальнобойщики ответили блокадой, в результате чего около 1 200 украинских грузовиков простояли в очередях на пограничных контрольно-пропускных пунктах уже16 дней, а один украинский водитель даже скончался в собственной машине.
Хотя колоннам с гуманитарной помощью и военным конвоям разрешено пересекать границу в обычном режиме, блокада коммерческого транспорта лишь усугубляется. В понедельник протестующие закрыли дополнительный пограничный переход в Медыке. Более того, дальнобойщиков поддержали польские фермеры из движения “Деревня, которую предали”, а на прошлой неделе краткий протест солидарности устроили и словацкие дальнобойщики.
Представитель движения Веслав Грин назвал события “крестьянским восстанием” и “народным вето”. Вдохновляется он аналогичными аграрными движениями протеста в Бельгии и Нидерландах. В апреле 2023 года группе давления уже удалось выбить из польского правительства уступки по импорту украинского зерна, но она винит предыдущего министра сельского хозяйства Роберта Телуса в нарушении этого соглашения. Нынешний министр Анна Гембицкая встретилась с демонстрантами во вторник и пообещала решить все проблемы.
Радикальная правая партия “Конфедерация”, на данный момент самая маленькая в польском парламенте с 18 мандатами, почуяла возможность. Партия никогда не была ярым сторонником польской военной помощи Украине. Поэтому она намерена переманить часть сельского электората у соперников из “Права и справедливости”, а себя подает мирным посредником на стороне протестующих.
Лидер партии Кшиштоф Босак заявил, что Польша слишком вяло решает этот спор по дипломатическим каналам, и посоветовал правительству поднять этот вопрос на предстоящем саммите ЕС в следующем месяце. Он также призвал к переговорам с Киевом, чтобы восстановить порядок отдельных очередей для грузовиков Украины и ЕС.
Если вопрос поднимется на уровне ЕС, ожидается поддержка со стороны Словакии и Венгрии — но едва ли кризис удастся разрешить, пока не уляжется пыль после выборов. Тем временем Виктор Орбан пригрозил, что заблокирует всю помощь Украине и наложит вето на вступление страны в ЕС, если этот вопрос будет вынесен на голосование блока в середине декабря.
Раскол справа — болезненный удар для “Права и справедливости” и нового правительства премьер-министра Моравецкого, которому через две недели едва ли светит парламентское большинство. Поэтому неудивительно, что Дональд Туск ухватился за эту возможность и обвинил правящую партию в политизации военной поддержки Украины: по его словам, партия свернула ее, почуяв угрозу со стороны “Конфедерации” с ее предвыборным лозунгом “Польша превыше всего”.
Для Польши эта эпопея — важный урок о том, как расходятся партийные интересы и геополитика, а также о том, где пролегает граница между национальными интересами и солидарностью. А для ЕС это напоминание, что правительства стран-членов обязаны действовать в интересах своих избирателей. В противном случае избиратели напомнят им об их долге — либо на избирательных участках, либо непосредственно на улице.